Группа «Экозащита!»: главными нарушителями прав и свобод являются корпорации

Сегодня в гостях у "ПРАВДЫ.Ру" сопредседатель международной группы "Экозащита!" Владимир Сливяк.

- Расскажите о целях, которые ставит перед собой Международная общественная организация "Экозащита!".
- Наша цель — предотвращение уничтожения различных экосистем вследствие воздействия экологически вредных отраслей промышленности. Иными словами защита природы от масштабного негативного влияния индустрий. Мы не противопоставляем интересы человечества и природы потому, что не разделяем эти понятия. Для нас люди — часть природы (экосистемы), для них не может быть хорошо то, что плохо для всего живого на Земле. С нашей точки зрения, конфликт кроется в другом — горстка наиболее циничных представителей человеческого сообщества, стоящих на вершинах государственных или частных корпораций, используют (уничтожают) огромное количество природных ресурсов ради сверхприбылей. Примерами таких корпораций являются как Минатом с Лукойлом (государственные корпорации), так и МакДональдс с Кока-Колой (частные). Тактика нашей работы — организация пропагандистских кампаний, в течение которых мы высвечиваем наиболее серьезные экологические и социальные проблемы, возникающие вследствие деятельности той или иной индустрии. С помощью широкой огласки мы стараемся заставить корпорации и власть решать эти проблемы экологически чистым и социально приемлемым способом. Один из наших принципов — ненасилие, ведь насильственно никого ни в чем убедить нельзя. И потом, наша цель — разрушение порочной системы, использование здесь насильственных методов будет лишь контр-продуктивно. Насилием можно сменить руководство системы, но не уничтожить ее, построенную и подпитывающуюся этим же насилием.

- "Экозащита!" занимается не только проблемами экологии, но и правозащитной деятельностью. Какая тут связь?
- Прямая: одно из фундаментальных прав человека — право на здоровую окружающую среду. Следовательно, любой, кто загрязняет окружающую среду — правонарушитель. С нашей точки зрения главными правонарушителями являются корпорации, для которых прибыль — превыше всего. Прошло время, когда государства управляли миром и считались главным нарушителем различных прав и свобод человека. Теперь управляет владелец финансовых потоков, а они сосредоточены в руках крупнейших корпораций. Некоторые из них все еще в руках национальных правительств, но большинство уже независимы от политиков, скорее наоборот. Это смешно и грустно, но в современном мире, как правило, именно государство гарантирует человеку его права и свободы, по крайней мере в демократическом обществе. Однако, если корпорации стоят выше правительств, то государство начинает в первую очередь обслуживать корпоративные интересы, а отнюдь не гражданские. Но если есть целое государство, которое со всем своим репрессивным арсеналом готово встать на защиту интересов "своих" корпораций, то должен быть и тот, кто защитит права граждан, даже когда они стоят на пути корпоративно-государственной машины. Экологическое движение в сегодняшней России зачастую играет роль этого последнего барьера.

- Легко ли быть экологом-правозащитником в нынешней России? О чем говорит Ваш личный опыт?
- Как мой опыт, так и опыт многих моих коллег свидетельствует о том, что это достаточно опасное занятие. Даже за распространение информации можно оказаться в тюрьме. Многие знают о делах Никитина и Пасько, которым пришлось пережить тюремное заключение, но были и другие активисты и специалисты, в отношении которых власти применяли репрессивные меры. К счастью, таких случаев не так много, как могло бы быть. Думаю, что огласка на всю Россию и активные кампании поддержки заключенных экологов помогли заставить власть сбавить обороты репрессий.

- Каковы главные, на Ваш взгляд, экологические проблемы России, решение которых следует считать неотложной задачей?
- Первое. Комплекс проблем связанных с атомной энергетикой — утилизация ядерных отходов, вывод из эксплуатации и демонтаж старых атомных реакторов, очистка радиоактивно загрязненных территорий. Необходимо как можно скорее вернуть в законодательство запрет на импорт ядерных отходов (т.н. ОЯТ). Второе. Проблемы, связанные с нефтедобычей — масштабное загрязнение нефтью части Сибири, угрозы уничтожения целых видов животных, а также потери уникальных уголков природы по всей стране вследствие нефтедобычи и транспортировки нефти. Третье. Загрязнение воздуха промышленными предприятиями и автотранспортом и бесконечное множество последствий этого.

- Можно ли сегодня говорить о серьезном влиянии российских "зеленых" на процесс принятия политических и экономических решений?
- Можно говорить о том, что "зеленые" возвращаются на свои позиции в политике, которых они лишились в середине 90-х, когда российская власть была максимально "экологичной" в своих решениях, а у президента РФ был отдельный советник по экологии. Пока на этот уровень экологическое движение еще не вышло, но процесс идет и, по всей видимости, влияние в скором будущем будет восстановлено на прежнем, а возможно и на более высоком уровне. Вместе с этим, в России часто не сбываются наиболее логичные и очевидные прогнозы. Так что лучше не гадать, а подождать до следующего года — там видно будет. Возвращение, о котором я говорил выше, один из вариантов развития, но, конечно, не единственный.

- Группа "Экозащита!" выступила инициатором проведения Антиядерного лагеря возле Белоярской АЭС под Екатеринбургом. Каковы итоги этой акции?
- В течение лагеря был проведен ряд акций, направленный на распространение информации об опасном плутониевом эксперименте, происходящем в настоящее время на БАЭС. "Экозащита!" выступает против применения на российских АЭС плутониевого топлива, так как это экологически опасный, а также экономически спорный проект. Более того, перевозки плутония на длинные расстояния скажутся на безопасности — во время транспортировок у злоумышленников значительно прибавится возможностей как для терактов, так и для хищений ядерного материала. В настоящее время на российских АЭС используется урановое топливо. Сейчас очень важно как можно громче заявить об оппозиции этому плану со стороны общественности. Специфика ситуации такова, что плутониевая программа в России может начаться только при мощной финансовой поддержке из-за рубежа, которой пока нет. Чем мощнее будет звучать голос оппозиции, тем больше шансов, что к этому голосу прислушаются западные страны-доноры. В том, что масштабная плутониевая программа в России еще не началась, есть немалая заслуга экологов. Почти три года назад немецкое правительство собиралось подарить Минатому завод, на котором можно производить плутониевое топливо. Они рассуждали так, что иначе Россия построит свою установку, которая будет намного опаснее. С нашей стороны было принципиально другое мнение — передавать Минатому бесплатно плутониевый завод значит дать старт опасной программе в России. Это было бы ошибкой, которая могла привести к серьезным последствиям в виде аварий на АЭС и угрозы распространения плутония, попадания его в руки злоумышленников. Совместно с немецкими "зелеными" мы сумели донести наше мнение до германского правительства и отстоять его в споре с правительственными экспертами. Нам тогда даже удалось добиться приглашения на заседание комиссии по утилизации плутония стран Большой Восьмерки (на уровне замминистров). Так что мы продолжаем кампанию против использования плутония, в которой настал новый раунд. Безусловно, невозможно в течение 10-дневного лагеря сделать какой-то серьезный прорыв, но это шаг в цепочке усилий, направленных на достижение общей цели. Первый шаг к решению любой проблемы — огласка, информационный всплеск, который привлекает внимание политиков и общественности, обеспечивает фундамент для последующей работы. Здесь результат достаточно приличный — общая аудитория тех, кто в результате наших акций увидел сюжеты на ТВ, прочитал в газетах или услышал о ядерных проблемах по радио равняется нескольким миллионам человек.

- Чем экологи из Экозащиты! намерены заняться теперь?
- В ближайшем будущем мы намерены активизировать работу в области пропаганды экологически-чистых источников энергии. А кроме этого есть несколько направлений, в которых мы работаем давно и которые не собираемся бросать. В настоящий момент у нас есть обширная программа по экологическому образованию для школьных учителей, через нее уже прошли сотни преподавателей. По-прежнему, будем выпускать журналы, книги и газеты в разных регионах России. Кстати, у нас бесплатная подписка почти на все наши издания, а ознакомиться с ними можно на сайте www.ecodefense.ru. Будут продолжены информационные интернет-проекты — например, www.antiatom.ru. Направления нашей работы останутся прежними — предотвращение ввоза в Россию ядерных отходов. В рамках этой работы будут продолжаться как публичные акции, так и различные инициативы, призванные убедить политиков в России и за рубежом не посылать ядерные отходы в РФ. В прошлые годы было несколько серьезных успехов, удалось сорвать несколько сделок. Еще одно направление — защита объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО "Куршская Коса", которое подвергается угрозе уничтожения из-за намерения Лукойла добывать нефть недалеко от этого Национального парка. Сейчас мы готовим иск к правительству по этому поводу, а параллельно собираем подписи под открытками, обращенными к Президенту РФ с требованием остановить нефтяников. Насколько нам известно, администрация главы государства уже получила свыше тысячи посланий. Будет продолжаться кампания за перепрофилирование "Цепрусса" - одного из наиболее грязных целлюлозно-бумажных заводов в России, работающего в Калининградской области. Совместно с коллегами из других организаций, за два прошедших года нам удалось добиться привлечения пристального внимания Министерства природных ресурсов к этому предприятию, а инспекция МПР даже выдала предписание о приостановке "Цепрусса". Но предприятие пользуется поддержкой местной власти и борьба еще не закончена. Помимо работы в России будем развивать деятельность в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии, где у нас сложились неплохие связи с коллегами.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/science/19/94/379/10830_environment.html

Обсудить