Новая кырыгзская власть пустила под откос действующий промышленный комплекс?

Семидесятилетие отмечает в текущем году один из старейших промышленных комплексов Кыргызстана. Кадамжайский сурьмяной комбинат, однако, встречает юбилей без фанфар и помпы. Как и многие кыргызстанские предприятия-ветераны, он терпит нужду и забыт государством, на благо которого работал долгие годы.

За 15 лет независимости страны мощное и процветающее предприятие превратилось в заложника кредиторов. Комбинат загнали в долги, которые госчиновники решили взвалить на инвесторов. Хотя, как представляется, ответить за подобное бремя должны были ответить совсем другие люди.

Сага о гиганте

Когда-то Кадамжайский сурьмяной комбинат был настоящей гордостью местных властей. Этот промышленный комплекс считался одним из крупнейших в мире заводов такого профиля. Предприятие входило в первую десятку ведущих производителей металлической сурьмы, которую поставлял в Россию, Китай и Европу. Попутно мог выдавать на гора сопутствующие ей свинец, вольфрам, висмут, олово.

Комбинат этот был открыт в 1936 году. Запуск завода стал событием всесоюзного масштаба. СССР отказался от импорта сурьмы и полностью перешел на свою собственную. Долгое время производимая на этом комбинате продукция слыла мировым эталоном.

Проектная мощность комбината - 7 тысяч тонн металла и 3 тысячи тонн соединений в год. Однако завод уже давно не выпускает продукцию в таком объеме. Сначала причиной служил распад СССР и утрата традиционных торговых связей. Потом руку к КСК приложили кыргызские чиновники.

Жизнь на КСК кончилась в 2000 году. Президент Аскар Акаев пописал указ о вхождении предприятия в состав АО “Кыргызалтын”. До той поры комбинат, несмотря на снижение добычи и производства сурьмы, имел стабильное финансовое положение. Но, после решения главы государства, оно продолжалось недолго.

“Кыргызалтын”, как оказалось, не был заинтересован в развитии предприятия. АО искало легкие прибыли. И они нашлись. “Кыргызалтын” забрал у КСК прибыльный Терексайский рудник, где можно добывать не только сурьму, но и золотосодержащий концентрат. После этого доходы комбината резко пошли на убыль.

Но больше всего вреда КСК нанесло недобросовестное управление предприятием. В свое время, по данным прокуратуры, директора комбината практиковали отправку готовой продукции за рубеж без предоплаты. Результат столь доверительных отношений с иностранным покупателем был плачевен.

Прокуратура, к примеру, выявила, что, благодаря ротозейству начальства, комбинат до сих пор не получил из-за бугра около 2,5 миллионов долларов. И рассчитываться за продукцию предприятия, судя по всему, никто не собирается. Такие методы торговли использовались на КСК при директорстве небезызвестного Мамата Айбалаева. Ныне он находится под следствием в связи с обвинениями в коррупции. Достойным последователем Айбалаева стал директор Кожоматов. Деньги, который должны были поступить за продажу сурьмы, на комбинате никто так и не увидел.

В том же качестве отметился директор КСК Надырбек Аширов. Против него возбуждали уголовное дело по факту незаконной отгрузки сурьмы английской фирме. Сумма сделки была приличной - около 200 тысяч долларов. Но, как повелось, в кассу предприятия валюта не поступила.

Комбинат толкали к разорению и начальники поменьше. “Известно, что Евгений Тугов, работая директором коммунального хозяйства при КСК, открыл фирму в Кадамжае, - рассказывал еще в прошлом году прокурор Баткенской области Рыскул Бактыбаев. – На ее счет он перечислил свыше 5,3 миллионов сомов. А сейчас нет ни фирмы, ни Тугова. По нашим данным, он переправил деньги в Челябинск, куда сам и уехал”.

Как завод с молотка пустили

Загнав предприятие в дичайшие долги, госчиновники решили исправить свои ошибки за счет иностранных инвесторов. Благо желающих приобрести завод нашлось немало. Интерес к КСК проявили несколько крупных российских и казахских концернов. В их числе компании “Лакрент”, “Акрилан”, “Оборонспецресурс”, “Технологии регионального развития”, “АТФ-Инвест” и Strikeforce Limited зарегистрированная в оффшоре Кипра. Последняя, по некоторым данным, принадлежит Олегу Дерипаске, который активно лоббировал свои интересы в Кыргызстане.

В связи с этим бытует версия, что финансовые нарушения, выявленные на предприятии, были допущены чиновниками в связи с предстоящей приватизацией. О том, что она состоится, тайны никто не делал. Пользуясь поддержкой властей, как становится очевидным – и старых, и увы, новых, - из КСК качали быстрые деньги.

Так или иначе, но комбинат выставили на торги. Случилось это в 2004 году. Правда, продать его удалось лишь с третьей попытки – летом 2005-го. Победителем тендера стала казахская компания “АТФ-Инвест”, принадлежащая крупнейшему частному банку Казахстана АТФ. Она приобрела более 70 процентов акций КСК.

За государственный пакет акций “АТФ-инвест” предложила правительству Кыргызстана около двух миллионов 365 тысяч долларов. Еще 11,5 миллионов у.е. компания взяла на себя обязательства инвестировать в производство. А, кроме того, погасить кредиторскую задолженность КСК в размере восемь миллионов долларов.

Инвестор намерился превратить КСК в развивающийся металлургический комбинат, где производство сурьмы велось бы параллельно с выпуском других металлов. Узнав о возрождении производства, на завод начали возвращаться специалисты. Некоторые – даже из России, как главный инженер Дмитрий Донских.

Перспективы развития завода впечатлили руководство страны. Президент Курманбек Бакиев, побывавший на КСК, заверил, что окажет помощь на правительственном уровне, особенно при возникновении каких-либо препятствий производству. Выступая на совещании с предпринимателями страны, ровно год назад, в июне 2005 года, курманбек Бакиев, будучи кандидатом в Президенты, многообещающе заявил: “Продолжается приватизация стратегических объектов.

Принято решение по продаже государственного пакета акций Кадамжайского сурьмяного комбината. Это позволит снять социальную напряженность на этом предприятии, возникшую из-за задолженностей по заработной плате рабочим. По продаже госпакета акций Кадамжайского сурьмяного комбината хотел бы отметить следующее. Госкомимущества, как уполномоченный государственный орган, в соответствии с законодательством провело тендер и приняло решение о продаже. Но оказывается это решение еще должно согласовать Правительство. Я считаю это неправильно. Есть уполномоченный государственный орган. У него должны быть соответствующие полномочия и ответственность. В данном конкретном случае Правительство внесло соответствующие изменения в нормативные акты и возложило полномочия и ответственность за принятие решения на Госкомимущества”.

Иными словами, господин Бакиев вот так – р-р-а-а-з-з и отдал на откуп Госкомимуществу судьбу старейшего предприятия не только Кыргызстана, но в прошлом флагмана всего СССР. Позже, посещая многострадальный Кадамжайский, Курманбек Бакиев не менее красиво заявлял: “У нас сейчас происходит коренное переосмысление ситуации в стране. Мы должны развивать производство. Чем больше будет таких крупных комбинатов, тем более высокими темпами станет развиваться экономика страны”.

Впрочем, “АТФ-Инвест” вскоре убедилось, что обещания властей в лице Президента – всего лишь слова.

Деньги на бочку

Несколько месяцев спустя покупки акций казахский инвестор вдруг обнаружил, что сел в калошу. Кыргызский суд арестовал счета комбината. Причиной тому послужило требование выплатить государству пени и штрафы по долгу. В общем накрапало около 35 миллионов сомов.

“Мы не можем признать штрафы и пеню - это не предусмотрено в соглашении между “АТФ-Инвест” и правительством Киргизии, - заявил по этому поводу генеральный директор комбината Александр Валитов. - Тем более что по решению суда Кадамжайский сурьмяной комбинат обязан выплатить деньги немедленно”.

Инвесторы, по словам Валитова, не догадывались о колоссальных долгах предприятия. Их никто не удосужился поставить об этом известность вплоть до принятия судебного решения. Гендиректор оценил сложившуюся ситуацию как недоразумение.

Но судоисполнитель так не считал. “АТФ-Инвест”, в свою очередь, приостановил выполнение плана по реабилитации производства. К слову, с момента приобретения госпакета акций компания инвестировала в модернизацию комбината порядка 3 миллионов долларов.

Помочь в благополучном разрешении скандала взялся уже премьер-министр. Феликс Кулов порекомендовал добросовестному покупателю сесть за стол переговоров с истцами для достижения мирового соглашения. Тут уже глава государства понял, что опростоволосился и поспешно пообещал посодействовать и с просьбой в Судебный департамент о временном приостановлении решения суда. После этого Курманбек Бакиев будет вновь утверждать, что в Кыргызстане действуют исключительно независимые суды?! В итоге по рукам получил глава правительства, Госкомимущества умыл руки и остался в стороне…

Сам комбинат, имеющий огромные перспективы развития, пока по-прежнему простаивает. А ведь он может обеспечивать занятостью тысячи людей. Тем самым, - снизить социальную напряженность в регионе.

Но шоу с участием кыргызских чиновников может продолжится в любой момент. Игры с инвесторами, увы, давно превратилось в национальную забаву. Сам Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев продолжает обещать своему народу скорейшие и обильные потоки инвестиций в экономику страны. Да кто ж из инвесторов поедет в Кыргызстан, где так бессовестно обманывают бизнесменов и тысячные коллективы?!

Между тем, недавно Всемирный банк сообщил, что горнодобывающая отрасль Кыргызстана вполне может ежегодно приносить доход в размере одного миллиарда долларов.

Но с таким отношением нового руководителя государства к промышленности, похоже, это случится вряд ли...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе