Культовая рок-опера стала мюзиклом

Три дня — 24, 25 и 26 января — Барнаульский театр музкомедии представлял премьеру рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Сложные пируэты танцоров, удачная инструментальная фонограмма, 120 костюмов семнадцати разных оттенков сделали постановку красочной и яркой. Прачечная, которая обычно красит костюмы для театра музкомедии, не смогла справиться с таким большим заказом в короткий срок, из-за чего премьеру пришлось отложить на месяц.

Трагическая история о добром разбойнике, который отправился в Калифорнию за золотом, по дороге обрел любовь, а затем потерял жену вместе с будущим ребенком и сам погиб, мстя за них, — один из ярчайших сюжетов латиноамериканского фольклора. В 1967 году чилийский поэт Пабло Неруда написал драматическую кантату "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты". По мотивам этой кантаты в 1974 году Алексей Рыбников и Павел Грушко создали первую советскую рок-оперу.

Цензоры отвергали ее на протяжении двух лет, после чего "Звезду" поставили в Московском театре им. Ленинского комсомола. Купить билеты на культовый спектакль можно было только с рук, и стоили они в несколько раз дороже, чем в кассе. Позже двойной альбом с записями этого произведения был издан двухмиллионным тиражом.

В Барнауле "Звезду" до января 2003 года не ставили. Долгое время на сцене театра музкомедии шла классика жанра — "Иисус Христос — суперзвезда" Веббера-Райса. В репертуаре была и еще одна рок-опера Рыбникова — "Юнона и Авось". "Сейчас время ажиотажа прошло, и "Звезда" на сцене нашего театра воспринимается не как культовая рок-опера, а как добротный хороший мюзикл. Хотя при звуках знакомых с юности мелодий сердце начинает биться чаще", — признается 44-летний Михаил. Кстати, тех, чья юность пришлась на конец 70-х — начало 80-х, в зале было немного. Присутствовало много молодежи, подростков.

Хороший балет и драматическая игра компенсировали слабый вокал

В постановке задействовали многих актеров и даже студентов АГИИК. Отдыхали только работники театрального оркестра — вся музыка для этого спектакля была записана заранее с помощью синтезатора "Ямаха" (партитура "Звезды" оказалась слишком сложной для оркестра). "Вживую" исполняются лишь арии героев.

Одной из хореографических находок балетмейстера Александра Курбатова, который в конце 70-х годов участвовал в балете "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", стало введение танцоров — двойников главных героев. В то время как Тереса и Хоакин изливают свои чувства в ариях, балеруны изображают их страсть в танце.

Исполнение Татьяны Ремизовой (Тереса) явно оставляло желать лучшего. Владимир Филимонов, режиссер-постановщик пьесы, признался, что Татьяна — певица "сырая", у нее слабый голос, с которым нужно много работать. Режиссер отметил, что сознательно выпустил на премьерный показ более слабый, в плане вокала второй состав с Ярославом Шваревым и Татьяной Ремизовой в главных ролях, потому что они, актеры второго состава, лучше вжились в образы.

Все мелкие недоработки главных героев второго состава с лихвой компенсировались великолепной игрой Юрия Кашина, заслуженного артиста РФ, в образе Смерти. А трогательная Девочка Чили, спутница Шарманщика, который и рассказывает историю Хоакина Мурьеты, в исполнении внучки Владимира Филимонова Александры, не оставила зрителей равнодушными.

"Ставить такие известные вещи всегда сложно. Я не ожидала, что могут быть великолепные костюмы, прекрасный свет, хореография. И главное, как мне кажется, героям удалось сыграть настоящую любовь. Я им поверила", — сказала корреспонденту "СК" одна из зрительниц после премьеры рок-оперы.

Обсудить