"Я начала жить второй век"

Этой удивительной женщине 100 лет. У нее девять внуков, десять правнуков, один праправнук. Самому старшему из потомков 45 лет, младшему — 4 года. Несмотря на столь солидный возраст (в данном случае действительно есть чем гордиться), Аполлинария Сергеевна ПЛИЦЫНА обладает феноменальной памятью, отменным здоровьем и благородной красотой. Свой вековой юбилей она встретила в кругу близких: приехал из Краснодара сын Николай с семьей, дочь Нина из Старицкого района, была, естественно, и дочь Люба, с которой и живет Аполлинария Сергеевна. Из десяти детей Плицыной в живых остались только трое, но огромной любви и трепетного внимания к маме — хоть отбавляй.

- Аполлинария Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о своей жизни.
- Родилась я 1 января 1903 года в деревне Подмышье Селижаровского района. Вскоре мы переехали в деревню Ям-Столыпино (это в четырех километрах от Подмышья). Нас было трое детей. Отец мой умер, когда мне исполнилось пять лет. Маме помогал ее брат. Училась я в церковно-приходской школе — была круглой отличницей. Правда, образование у меня всего три класса. Маме было трудно справляться одной по хозяйству. Так что с 11 лет я начала вместе с ней пахать землю, косить и жать траву, молотить. Помню, часто вставала в два часа ночи и шла работать. Если выдавалась свободная минутка, тут же бежала в лес собирать ягоды и грибы — рыжики, если повезет — белые. Любила удить рыбу. Так и жили. С девчонками собирались и пели. У нас был маленький секрет: на подоконнике сооружали длинную доску, ложились на нее и затягивали песню — звук разносился по всей округе, как из микрофона, парни сбегались.
- Кстати, а как вы вышли замуж?
- Это отдельная история. В 20 лет я пошла работать в дом к зажиточным людям. В то время с финской войны пришел хозяин Илья-кузнец. Мы приглянулись друг другу с первого взгляда. Косили как-то траву, он мне сделал предложение руки и сердца. Я думаю, плевать, что Илья старше меня на 20 лет. Пошли в сельсовет и расписались. Родила ему десятерых детей.
- А где рожали?
- Как где? Дома. Повитуха приходила. Пуповину суровой ниткой перевязывала. У меня вообще здоровье хорошее было. Сами посудите, если я на седьмом месяце беременности крышу крыла. Правда, тогда упала, три ребра сломала — ну, ничего, все закончилось хорошо. Вон, Любу родила. Несмотря на роды, постоянно ходила работать на поле — сено косить. Смотрела за колхозной скотиной. Было время, когда была сторожем — охраняла магазин.
- Да, чувствуется энергия так и била ключом?!
- А как же! Я постоянно бегала. Из нашей деревни быстрым шагом до Осташкова (70 километров) и обратно успевала за день. Вот и подсчитайте, с какой скоростью я преодолевала 140 километров. С ведрами в гору беременная поднималась. Все недоумевали. Многие завидовали.
- А какое время было самым тяжелым?
- Послевоенное. Немцы сожгли нашу деревню, я детей при пожаре спасала. Так что пришлось потом все своими силами восстанавливать. Илья в 1952 году умер от воспаления легких. Мне, конечно, было тяжело. Дочка Нина в 16 лет уехала в Казахстан, на целину. Потом и нас всех туда перетянула.
- Ну и как вам там?
- Мне там очень понравилось. Люди очень хорошие, открытые. Шел 1958 год. Прожила я там 30 лет. Хозяйство свое держала: были куры, поросята, корова. Климат мне подходил. Жили мы в Петропавловской области, на опытной станции. Хорошее было время. Много новых людей узнала.
- Аполлинария Сергеевна, а чем вы любите заниматься в свободное время?
- Очень люблю читать. Правда, в последнее время из-за слабого зрения лишена этого удовольствия. А так, я перечитала очень много книг: и фантастику, и классику, и политические книжки про власть, ну, естественно, не обошлось и без дамских романов. Я даже многие отрывки помню. Библию знаю наизусть. Раньше я любила гулять на улице, но вот уже пять лет, как не выхожу из дома. Солнечными теплыми деньками нравится сидеть на балконе — загорать.
- А что вы предпочитаете в кулинарном плане?
- Как ни странно, всевозможные сласти не признаю и не люблю. Никаких конфет, чай с сахаром вприкуску — это да. Нелюбовь к сладкому, наверное, из-за отсутствия баловства конфетами в детстве. А так я ем все. Но больше всего мне по душе окорочка и рыба.
- Аполлинария Сергеевна, на сколько лет вы себя ощущаете?
- Ну уж никак не на 100. Старушка, конечно. Как-никак начала жить второй век, но в душе я моложе (смеется). Помню: раньше пойду с женщинами в баню, они натрутся мочалками, порозовеют все. А у меня тело и без мыла ладное и розовое. Я год, как медленно ходить стала. До этого все летала. А сейчас корпус бежит, а ноги не идут, как раньше. Мне хорошо, Люба опекает, всегда внимательная и чуткая.
- А какие вам снятся сны?
- Вижу их каждую ночь: цветные, солнечные. Я в лесу: трава такая зеленая, хорошая. Вот я на поле кошу. Часто вижу маму, она у меня очень красивая была. А вот я на реке: ловлю рыбу. Спокойно так на душе. Мои сны гладкие.
- Аполлинария Сергеевна, скажите, пожалуйста, вы ощущаете себя счастливым человеком?
Она задумывается, глядя куда-то вдаль пронзительно-голубыми глазами, и с уверенностью произносит: "Да".


Алена ДЕМИНА
Фото Светланы ПРУСАКОВОЙ
"КАРАВАН+Я"
Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить