Рыжков вылечил Хакамаду и Касьянова от мании величия

Прошедшие в минувшую субботу сразу три партийных съезда отчасти предопределили расстановку сил перед парламентскими и президентскими выборами 2007-2008 годов: время политических горлопанов ушло и на их место приходят политики нового поколения.

Съезду "Республиканской партии России", ассоциируемой в последнее время с Владимиром Рыжковым, СМИ уделили не очень много внимания. На фоне ожидаемого восхождения на партийный трон Демпартии России экс-премьера Михаила Касьянова, о котором только и было разговоров в последнюю неделю, все остальные события как-то блекли. В перспективе скандал обещался быть громким.

Читайте также по теме:
Касьянов устроил скандал на съезде Демпартии

Ещё бы, у руководства одной из старейших демократических партий собирался встать человек не слишком заметный в становлении и развитии демократии, получивший в приданое от своего политического прошлого карьеру чиновника в правительстве более чем противоречивого Бориса Ельцина, а также позорную кличку "Миша - 2 процента".

Впрочем, говорили, что он всё осознал и переосмыслил, а потому отрёкся от прошлого ради будущей победы на президентских выборах 2008 года. И как только он это понял, то тут же решил возглавить "Демократическую партию России", провозгласив её оплотом всех демократических сил.

Но демократические силы не спешили присоединяться ни к Демпартии, ни к Касьянову. Последний, к слову, хоть и назывался уже фактически её будущим лидером, но юридически таковым ещё не являлся. И, надо признать, что чем дальше, тем меньше у него было шансов этим самым лидером стать. Председатели региональных отделений, с которыми удалось переговорить, в большинстве своём впервые слышали о смене руководства в партии и несколько недоумевали о делах, творящихся в Москве.

Что до политиков и политологов, то все они единодушно связывали заявки Касьянова на лидерство с потенциальным приходом в партию финансов, на которые, как гарантию своего избрания председателем, видимо, рассчитывал и сам Касьянов. Какими-то своими интересами руководствовались и такие видные фигуры демократического фронта, познавшие всю горечь скандалов, как Ирина Хакамада и Иван Стариков.

Иван Валентинович Стариков стал известен после того, как попытался сместить группировку Анатолия Чубайса с руководящих постов в СПС. Попытка не удалась. Но выгонять из партии Старикова не стали и даже оставили в должности члена Политсовета. Не видя для себя больших перспектив, Стариков откликнулся на призыв Касьянова и торжественно объявил о смене своей политической ориентации, связав свою судьбу с "Демократической партией России" и Михаилом Касьяновым.

Об этом же заявила и Ирина Муцуовна Хакамада, так же в своё время со скандалом покинувшая СПС и основавшая собственную партию "Наш выбор". Но партстроительство у Хакамады не пошло, а потому её заявление о полном переходе "Нашего выбора" в Демпартию России выглядело красиво. Возможно, что таким образом выглядела бы красиво и тройка лидеров партии - Касьянов, Стариков, Хакамада, - на что, видимо, и рассчитывали перебежчики, подрастерявшие за время политического простоя какие-либо шансы самостоятельно вернуться в большую политику. Но история распорядилась иначе.

Лишь 13 делегатов съезда Демпартии из 231 поддержали предложение об избрании Михаила Касьянова лидером партии. 212 человек, при 6 воздержавшихся, проголосовали за председателя ЦК партии Андрея Богданова. Не ожидавший такого подвоха экс-премьер попытался провести альтернативный съезд, но количества его сторонников, перебравшихся вместе с "будущим" президентом России в Измайлово, не хватило для кворума, в результате чего "съезд" был переименован в конференцию, а сам Касьянов взял недельный тайм-аут на раздумья: то ли пытаться в судебном порядке отвоевать ДПР, то ли приступить к созданию новой политической организации.

Серьёзно придётся подумать и Хакамаде со Стариковым, расставшимся со своими прежними политическими проектами и вступившими в Демпартию на правах рядовых членов. Точнее говоря, это вступали они на правах рядовых, намереваясь после съезда занять командные высоты рядом с Касьяновым. Не получилось и теперь - несостоявшиеся политики оказались в двусмысленном положении: в ДПР без Касьянова на что-то серьёзное им рассчитывать вряд ли приходится, в случае же решения Касьянова создавать новую партию их ожидаемый переход в неё будет, пожалуй, самой скоротечной партийной карьерой, которая случалась когда-либо. А учитывая тотфакт, что Михаил Касьянов не смог удержать готовую структуру, его заявления о создании новой партии выглядят, мягко говоря, хвастливыми и наивными.

Создание политической организации не ограничивается одними громкими заявлениями амбициозного лидера, а подразумевает долгую и кропотливую работу по создании сети региональных отделений, способных самостоятельно вести пропаганду и другую работу. Но даже последние публичные выступления Касьянова подтвердили, что для Михаила Михайловича гораздо более привычно отдавать распоряжение министрам в ходе совещаний, чем выступать на трибуне или строить организацию "с нуля". И здесь гораздо больше шансов занять главенствующие позиции в демократическом движении у "республиканцев" Владимира Рыжкова, чей съезд, как уже отмечалось в начале, был обойдён вниманием СМИ. Между тем, несмотря на массу ляпов и несуразностей, 14-й внеочередной съезд Республиканской партии показал, что сплав традиции и молодости может дать результат уже в ближайшее время.

Рыжкову, кстати, также поступало предложение от Касьянова стать одним из оплотов оппозиции, но молодой политик оставил предложение без ответа. Ожидалось, что в качестве переговорщика от Касьянова на съезд к республиканцам приедет Ирина Хакамада, но неожиданный исход съезда ДПР сделал этот приезд невозможным и бессмысленным.

Бессмысленным, наверное, ещё и по причине личного отношения Ирины Муцуовны к Рыжкову, которого она назвала "мальчиком" от политики. «Пусть этот мальчик еще потренируется. Может, лет через двадцать он и станет президентом», - сказала она на последней в истории конференции партии "Наш выбор". Сам Рыжков довольно спокойно отреагировал на выпад Хакамады, сказав, что журналисты её не так поняли и она имела в виду лишь отсутствие у него политического опыта. "Хотя мне кажется, что этого опыта у меня более чем достаточно", - скромно заметил молодой политик. И, как показал, съезд, это были не пустые слова.

Увещевателей Рыжкова и делегатов съезда объединяться с "тем-кого-нельзя-не-назвать" было предостаточно. Президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров объяснял, что без должной поддержки партию "республиканцев" и дальше будут считать "агентами ЦРУ", а сами они не выберутся дальше двухпроцентной поддержки (здесь почему-то сразу вспомнился Касьянов). Лидер "Объединённого гражданского фронта" Гарри Каспаров тоже доказывал, что Республиканской партии просто жизненного необходимо объединяться с другими демократическими партиями, и даже придумал название новой структуры - РСДРПЯ, что означало "российский союз демократических республиканских правых яблок".

А лидер СПС Никита Белых, обидевшись на высказывания "республиканцев" о "старых и обанкротившихся" демократах, отнеся его на свой счёт, предложил создать "Объединённый демократический совет", который бы занимался координацией совместной деятельности партий и арбитражем межпартийных конфликтов. Всем им похлопали, но поступили как в той известной пословице: "А Васька слушает да ест".

"Меня тошнит уже от пустых разговоров", - прокомментировал В. Рыжков журналистам поступившие оптом предложения об объединении. По его словам, полтора года, проведенные в "Комитете-2008", где он занимался как раз вопросами объединения, ничего хорошего не принесли в силу нежелания его коллег к каким-либо практическим действиям, и подозревает, что и ОДС превратится в очередную "пустую говорильню". "Мы не собираемся ударять по протянутой руке и готовы вести диалог, но только в том случае, если это будет всерьёз", - подчеркнул позицию партии Владимир Рыжков. И похоже, что Рыжков со товарищи не только не воспринимают всерьёз предложения об объединении со стороны демократических партий, но и не доверяют им.

По словам выступающих, с их стороны не раз поступали предложения и к "Яблоку", и к СПС о выступлении единым фронтом, но те их игнорировали. В частности, об этом упоминал Иван Грачёв (партия "Развития предпринимательства"), рассказавший о том, что несколько раз предлагал лидерам 6 партий объединяться, но получил отказ, а идею Совета, предложенную Белых как новую, он также уже давно обсуждал, в том числе и с ним лично, но безрезультатно.

Выяснилась и ещё одна интимная подробность взаимоотношений "республиканцев" и "объединённых демократов". Оказывается, накануне выборов в Мосгордуму "Республиканская партия России" выступила с предложением пойти на выборы единым списком. Был даже подготовлен соответствующий документ, согласно которому партию, выдвигающую единый список, предлагалось определить по жребию. 5 сентября 2005 года свои подписи под этим Соглашением поставили Владимир Рыжков, Иван Грачёв, Ирина Хакамада и Никита Белых. Однако лидер "Яблока" Григорий Явлинский отказался расписаться в этом Соглашении, а СПС, в лице Никиты Белых, как иронично заметил член Политсовета РПР Алексей Захаров, "в свойственной ей принципиальности, подписав одно, на следующий день заявила о выдвижении единого списка с "Яблоком".

О невозможности какого-либо сотрудничества с "яблочным" СПС заявила и представитель "Единой народной партии Союза матерей" Валентина Мельникова. "Никто не предлагает ничего, кроме создания списков", - сказала она, комментируя опыт хождения с СПС и "Яблоком" в Мосгордуму, позволив себе ещё несколько критических замечаний в адрес "объединённых демократов" и добавив, что ничего хорошего её партии это не принесло. "Меня уже давно спрашивают люди из регионов: зачем вы дали крышу этому Чубайсу?" - сказала она. О Чубайсе вспоминали не раз.

«Не голосуют больше за Явлинского, сколько бы раз он не написал "500 дней", - декларировал со сцены бывший "яблочник" Алексей Захаров. «Не голосуют за Чубайса даже под угрозой отключения электроэнергии в Москве», - хотел было развитьть дальше докладчик свою мысль, но тут неожиданно выключился микрофон, что вызвало нервный смех в зале.

В целом все предложения об объединении Захаров назвал "предложениями человека, заблудившегося в лесу, объединяться с болотом". "Ни "Яблоку", ни СПС не удастся остановить падения интереса избирателей к демократическим ценностям", - завершил он своё выступление, сказав, что "России нужен новый созидательный путь". И этим самым созидательным путём и пойдёт Республиканская партия. По крайней мере её лидер Владимир Рыжков подтвердил, что ни с кем объединяться ради объединения не намерен: "Общие списки не работают и не сработают. Мы выступаем за создание принципиально новой демократической партии", - безапелляционно заявил он.

И что бы не говорили о молодости Рыжкова, он, в отличие от своих старших и многоопытных товарищей, смог создать дееспособную организацию, делающую ставку не на громкие заявления, а на реальную работу. Не случайно весь последний год партия усиленно работала в регионах, создав 74 региональных отделения и доведя численность партии до 64 тысяч человек. И не случайно, что к "республиканцам" приковано внимание "старших товарищей", узревших угрозу для своего существования со стороны восставшей из пепла Республиканской партии.

Максим Матвеев

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *