Винная политика: ждет ли Россию алкогольный бунт?

Если спросить население о его отношении к запретительным мерам по обороту алкоголя в стране, большинство выскажутся за самые радикальные меры: продукцию давить, продавцов сжигать и так далее. Россия на расправу быстра.

Поэтому, когда жахнули запреты на ввоз и реализацию вин и коньяков из Молдавии и Грузии, особых волнений в обществе не началось. Вино не является продуктом первой необходимости. Людей, которые жить не могут без молдавского и грузинского вина, не так уж много. Тем более что, по российским и зарубежным данным, 80-90% якобы "грузинских" и "молдавских" вин, курсирующих по территории бывшего СССР, являются подделкой.

Естественно, практически единственными пострадавшими после всех запретов и чехарды с новыми акцизными марками и новой системой учета алкоголя остались предприниматели, связавшие свой бизнес с винами и коньяками из проблемных стран. Им грозит разорение, а сотрудникам их компаний – биржа труда (по данным СУАР , до 250 тысяч человек). Ситуация в этом сегменте отрасли настолько серьезна, что алкогольщики угрожают вывести людей на улицы.

Как это ни парадоксально, но самой сильной стороной аргументации бизнесменов стала слабая, а подчас и противоречивая аргументация государственных органов. Что позволяет предположить, что без политики дело не обошлось.

"ПРАВДА.Ру" уже описывала злоключения , неожиданно свалившиеся на головы импортеров спиртного. Перипетии с грузино-молдавскими винами – лишь самая громкая глава из них.

Напомним, с 1 апреля 2006 г. вступили в силу положения нового федерального закона №102 о запрете ввоза импортного алкоголя со старой маркировкой. Новые акцизные марки уже напечатаны Гознаком, однако, нанесение на них штрих-кода до сих пор невозможно. Единая государственная автоматизированная информационная система ( ЕГАИС ), через которую будет проходить весь алкоголь (от момента схода с конвейера до продажи конечному потребителю), еще технически не готова для работы с импортерами. Причем, по прогнозам главы Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Османа Парагульгова, эта система заработает не раньше лета.

Проблема же с Грузией и Молдавией, которая вызывает наибольшее раздражение у экспортеров, была рождена главным санитарным врачом страны и главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко . Именно с его легкой руки были запрещены ввоз и реализация вина, коньяков и виноматериалов из этих бывших советских республик.

Довод ведомства Онищенко прост: данная продукция не соответствует требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, предъявляемым к безопасности алкогольной продукции и виноматериалов. Месяцем ранее главный санитарный врач страны в своем докладе пугал россиян, что их травят импортным алкоголем, среди которого две бутылки из трех – суррогат.

Ведомственные эксперты "вдруг" нашли в этих винах и коньяках пестициды - ДДТ , альдрин, гептахлор, гексаахлорциклогексан. Впрочем, это  вся точная информация, имеющаяся на сегодняшний день. Детальные результаты экспертиз общественности не представлены.

Тем временем в ворота ведомства стучатся бизнесмены. Сотни (если не тысячи) вагонов со спиртным застыли на запасных путях, на таможне и складах. Магазины возвращают запрещенные напитки поставщикам. Впрочем, некоторые торгуют запрещенными напитками из под полы, используя слухи о грядущем дефиците, как маркетинговый ход.

Импортеры оказались в весьма сложном положении и готовы даже выйти на улицы. Не достучавшись до госорганов (которые подозрительно закрылись от алкогольщиков), они публикуют о своих злоключениях открытые письма. Они пишут о наступлении на горло малому и среднему бизнесу, о том, что они ввозят только лучшие вина, прошедшие все виды сертификации.

Бизнесмены обращают внимание на то, что ранее к ним не было никаких претензий по качеству ввозимых вин. В своем вчерашнем письме они задаются вопросом: если вдруг Онищенко окажется прав, то закономерен вопрос – почему его ведомство столько лет выдавало фальшивые заключения на грузинские и молдавские вина и способствовало массовому отравлению россиян?

Импортеры готовы заново проверить каждую ввезенную бутылку – и даже проверяют, но их экспертизы оказываются невостребованными властями.

Отчасти поводы для сомнений в стройности позиции Роспотребнадзора дает само ведомство. Так, в его сегодняшнем сообщении, в котором рассказывалось об очередной серии проверок на российском алкогольном рынке, была приведена весьма противоречивая статистика.

В рамках мероприятий по надзору за оборотом алкогольной продукции за период с 27 марта по 3 апреля 2006 года проверялись образцы алкогольной продукции производства России, Молдовы, Грузии, Испании, Украины, Германии, Франции, Аргентины и Португалии.

Из исследованных образцов в 50,5% продукции отмечено не соответствие нормативам.

Но! Среди всего этого многообразия молдавская и грузинская продукция не сильно выделяется. Так, количество непотребного пойла среди поставок из Молдовы составляет 51,3%, из Грузии - 56,2%. То есть, согласно логике, после таких исследований надо запрещать весь импорт. Но этого не происходит.

Правда, отдельно отмечается, что в винах из этих двух стран обнаружены пестициды (см. выше). При этом ни слова о том, что было обнаружено в других бутылках. У автора есть опасение, что в российских и украинских винах тоже должны были что-то найти – технологии промышленного производства вин в СССР были одинаковыми. Да и в производстве суррогата бывшие республики Советского Союза недалеко ушли друг от друга.

Наводит на размышления и массированная кампания в средствах массовой информации (в частности, на телевидении), обличающая молдавское и грузинское спиртное. Журналисты уже ищут по стране людей, готовых рассказать с телеэкрана о неудачных возлияниях спиртными напитками из этих республик.

Член Общественной палаты, директор Центра политических исследований и просто известный политолог Сергей Марков не исключает, что у этой кампании есть политическая подоплека.

"В решении Геннадия Онищенко больше политики. Россия не может больше терпеть откровенно провокационную политику Грузии и Молдавии по отношению к себе, а виноградари просто оказались заложниками своей политики", - сказал политолог "ПРАВДЕ.Ру". Напомним, что перед объявлением "винного эмбарго" Грузия успела пригрозить России разрывом двустороннего соглашения по ВТО, а Молдова устроила экономическую блокаду Приднестровью.

Винный экспорт является одним из значительных источников наполнения бюджетов этих стран. Очевидно, что запретительные меры России (как основного рынка сбыта их продукции) наносят им серьезный экономический ущерб.

Сам Марков не пьет вина этих стран из принципа: "Я вот, например, пил молдавское вино во времена СССР потому, что оно было отечественное. А после распада Союза Молдавия заняла по отношению к России недружественную позицию, и я его пить перестал".

Однако, по мнению политолога, "медицинские основания для запрета наверняка были": "Сколько у нас людей умирает от некачественного алкоголя! Так что Онищенко совершенно прав, принимая меры для усиления контроля за качеством вина. К тому же система контроля за качеством продукции после распада СССР в крайне бедных Грузии и Молдавии оставляет желать лучшего", - уверен Марков.

Сергей Малинин