Секреты Полишинеля «нефтяного» шельфа

Скандальная ситуация вокруг появившейся в августе минувшего году на Севмаше (Северодвинск, Архангельская область) буровой платформы "Хаттон", о которой не раз сообщала "ПРАВДА.Ру", характерна для нынешнего периода российской истории. У нас намечается всплеск нефтегазового бума на шельфе Баренцева моря. Не имея опыта морского бурения, мы, не желая изобретать велосипед, обращаемся к странам, таким опытом располагающим. Норвежцы, оказавшись в подобной ситуации в Северном море четверть века тому назад, обратились за помощью к США и Великобритании.

А дальше пошли различия. Как никак, у русских свой путь. Мощный проект буровой платформы "Приразломная" оказался достаточно финансоемким, как, впрочем, любое пионерское и не вошедшее в серию нововведение. ЗАО "Севморнефтегаз", курирующее проект, приняло решение: основание буровой платформы — четыре кессонных блока соорудить на Севмаше (сборка первого завершена в феврале 2004 г.), а верхнюю часть купить у норвежцев, зная, что те проводят массовую замену сотен буровых в соответствии с требованиями экологической конвенции по защите Северо-Восточной Атлантики (OSPAR). А значит, продают по бросовым ценам.

Ситуация напоминает отработанную схему очистки Западной Европы от подержанных автомобилей. Для среднего европейца содержать старую колымагу себе дороже, даже если та дорога как память о любимом дедушке. А вот, к примеру, для среднего русского, или тем паче молдаванина, купить подержанную иномарку предел мечтаний. Все стороны счастливы и смеются, кроме озабоченных экологов, с грустью наблюдающих за превращением отчизны во вселенскую свалку. С недавних пор "украшенную" еще и радиоактивными отходами, грозящую обеспечить Россию не только живительной струей инвестиций, но и сомнительным будущим для потомков. Они еще не раз вспомнят нас недобрым словом, но когда это будет? Надо жить здесь и сейчас, не правда ли?

Как это ни странно, радиоактивный шлейф потянулся и за "Хаттоном". Для бурового оборудования это вполне естественно. Из недр Земли помимо ценного сырья поступает и добрая толика радионуклидов, загрязняя арматуру, которую с течением времени проще заменить, чем дезактивировать. Не знать того, что буровое оборудование, выпущенное 20 лет назад, может таить опасность такого характера, серьезные участники сделки не могли. Разве что некая компания "Монитор ТЛП Лимитед" с далеких Каймановых островов, перепродавшая "Хаттон", купленый у норвежцев за 29 млн. долларов США упомянутому выше "Севморнефтегазу" уже за 67 миллионов.

Процент прибыли невольно наводит на мысль о том, что за сделкой стоит родной отечественный предприниматель с большой буквы "П", поднаторевший в оффшорных операциях. Как и следовало ожидать, "посредник" по завершении дела немедленно канул в Лету... Ну да это дело сыщиков и прокуратуры. Последней впору подумать и о том кто ответит за то, что сотни рабочих Севмаша продолжают подвергать опасности свои жизни. Одно дело- Чернобыль, а другое дело ради чьей-то частной выгоды.

Тем временем не на шутку встрепенулась Норвегия, которой, казалось бы, радоваться надо, что русские избавили от опасного металлолома, подлежавшего утилизации в Ставангере. Дело в том, что радиоактивная безопасность — больное место российско-норвежских отношений. Удрученная неблагополучной обстановкой на Кольском полуострове Норвегия продолжает финансирование утилизации списанных российских подлодок.

В июне прошлого года было подписано очередное оглашение о выделении 10 млн. евро на разделку очередной пары субмарин. Как только прозвучала информация о загрязненности "Хаттона" норвежская сторона немедленно приступила к рассмотрению вопроса о выделении безденежной России (с адресованием Севмашу) суммы, сопоставимой со стоимостью списанной платформы (без участия посредников).

Однако Севмаш, специалисты которого вынуждены массами подаваться в Питер на заработки, гордо отказался от всех возможных вспомоществований, отписав в Норвегию, что обстановка на "Хаттоне" хороша, как никогда. По данным северодвинских СМИ руководитель юридического отдела Севмаша Владимир Головченко обратился к ним с грозным письмом, опровергающим "слухи" о загрязнении и благополучно убыл к новому месту работы в Питер. Вот теперь норвежская сторона, прикрытая документально, смогла расслабиться и снять вопрос о деньгах...

У восточного соседа частенько правая рука не знает, что делает левая, а может быть и знает, но голова молчит, особенно если умело проведена "мотивация". Применительно к российской реальности этот термин я впервые услышал из уст одного голландского бизнесмена, построившего в Москве заводик и обеспечившего, таким образом, рабочими местами сотни три россиян.

"Что мне у вас нравится, — откровенничал он, — задумал решить какой-то вопрос, не надо изучать общественное мнение и заниматься прочей ерундой, присущей западному обществу. "Мотивировал" одного чиновника, ну, максимум — двух, и любой вопрос разрешен!" Согласитесь, что это справедливо и по сей день, о какой бы там чиновничьей реформе не говорили чиновники, которые ее возглавляют и ее же проводят.

Примером откровенного лоббирования интересов не вполне дружественных режимов служат и многолетние искусственные проволочки строительства альтернативных портов на Балтике, позволявшие наполнять до трети государственного бюджета Латвии и Эстонии за счет российского транзита.

Показательна и весьма пассивная позиция российского МИДа в отношении спорных вопросов между Россией и Норвегией. Как известно, последняя, совершив экономический прорыв за счет эксплуатации нефтегазовых месторождений Северного моря, немало обеспокоена мрачными прогнозами об их истощении в ближайшее десятилетие. Не удивительно, что в настоящее время ее взоры устремлены на богатейшие месторождения Баренцева моря, разведанные советскими учеными в конце 70-х.

Когда объединение "Союзморгео" приступило к систематическому исследованию Арктического бассейна на предмет нефтегазовых месторождений, вопросов о морской границе между нашими странами даже не возникало. С детских лет в памяти запечатлелась ярко обозначенная на карте, установленная в 1926 году граница арктических владений СССР, уходящая от береговой черты по меридиану до самого Северного полюса. Вплоть до начала 80-х, когда Норвегия заявила о своей юрисдикции над значительным участком морского дна, принадлежавшего СССР, ни у кого в мире вопрос о границе между северными соседями не возникал.

Подтверждение этого — международные карты. Основанием для норвежских притязаний стала односторонняя интерпретация Женевской конвенции 1958 г. и Международной конвенции по морскому праву 1982 г. в вопросе делимитации территориального моря между государствами со смежными побережьями. Граница проходит по срединной линии, равноотстоящей от исходных линий. Так возникло понятие спорной "серой зоны" площадью 155 тыс. кв. километров. И это невзирая на оговорку той же Конвенции 1982 г. (ст.15): "Однако вышеуказанное положение не применяется, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем положении..."

С тех пор Норвегия заняла неизменно жесткую позицию в данном вопросе. Причина ясна, именно в "серой зоне" обнаружено крупнейшее нефтегазовое месторождение — Фединское. Наша сторона занимала все это время на редкость гибкую, если не сказать мягкую позицию, стараясь увлечь норвежскую сторону идеей сотрудничества и совместной разработки богатств шельфа.

В ходе визита Н.И. Рыжкова в Норвегию в 1988 г. премьер-министр Норвегии Гру Х.Брунтланд отвергла все предложения советской стороны, заявив, что сотрудничество возможно лишь после разделения границы. С образованием в 1993 году Баренц-Евроарктического региона возникла перспектива совместного использования природных богатств с привлечением и других стран региона Швеции и Финляндии, однако заинтересованность последних не вызвала ничего кроме раздражения норвежской стороны.

В 1994 году тогдашний губернатор Мурманской области Комаров выдвинул инициативу — обратиться от имени членов регионального совета Баренц-региона к правительствам России и Норвегии о включении "серой зоны" в совместную юрисдикцию с созданием специального органа для поиска разведки и разработки нефтегазовых месторождений. К сожалению, это предложение было отвергнуто главами губернских советов северных провинций Норвегии. Последнее не может не вызвать сожаления, поскольку экономическое развитие именно этих провинций переживает кризис, в частности, из-за спада в рыбодобывающей отрасли.

В то же время, по словам заместителя главы исследовательского отдела ведущей норвежской нефтедобывающей компании "Статойл" Ханса Йеннестада, в Баренцевом море заключено не менее трети нефтяных ресурсов королевства. Имеются уникальные возможности разработки долгосрочных планов по решению проблем, связанных с добычей, которые позволят продержаться здесь гораздо дольше, чем в Северном море, причем, сотрудничество с Россией, несомненно, обернется выгодой для обеих стран.

Похоже, к вопросу активного сотрудничества готовы обратиться и многие его соотечественники. Это лишний раз подтвердила проходившая 21-22 апреля в Архангельске российско-норвежская конференция "Поставщики оборудования, работ и услуг для нефтегазовой промышленности. Задачи и возможности".

Откровенно говоря, норвежцам есть что показать и предложить помимо пресловутого "Хаттона". Норвежское месторождение в Баренцевом море "Белоснежка" компании "Статойл" может послужить прекрасной демонстрационной технологической установкой, когда российская сторона, наконец, приступит к разработке ресурсов восточной части Баренцева моря.

Богатейшие запасы этого района вызывают неприкрытый интерес компании "Статойл", готовой, по словам главы концерна Сверре Койе, предложить свой богатый опыт и технологии подводной добычи и сжижения газа. Так что сдвиги в сторону плодотворного сотрудничества налицо. Остается пожелать нашим чиновникам всех рангов и уровней почаще задумываться о судьбе собственной страны, продолжающей вызывать у иностранцев неизменный вопрос: "Как же так, богатейшая страна, каждый второй — гений, а живете как дегенераты?", подразумевая, что у них все наоборот.

- Неужели воруют?

- А то!

Сергей Апрелев,
капитан 1 ранга,
Член международной ассоциации морского права,
Cпециально для "ПРАВДЫ.Ру"

Обсудить