Алексей Симонов против свободы слова

В последнее время лидер столичного «Яблока» Сергей Митрохин прославился своим откровенно хамским поведением в отношении неугодных журналистов. А неугодными он считает тех, кто задает ему и другим «яблочникам» неудобные, или, по терминологии пресс-секретаря Явлинского Евгении Диллендорф, «странные» вопросы. Под высочайший гнев главного московского «яблочника» попали не только журналисты «Правды.РУ».


Поток ничем не подтвержденных обвинений и оскорблений прозвучал в адрес «Комсомольской правды», "Московского комсомольца", информационного агентства  Regnum, интернет-изданий «Дни.Ру», «Электорат.Инфо», столичных телеканалов и других СМИ. Причем господин Митрохин уже не стесняется в выражениях, прилюдно обзывая журналистов «шакалами черного пиара». Если бы неугодные журналисты были бы дамами в розовых кофточках, то Митрохин, по примеру Киркорова, наверняка бы заорал, что ему не нравятся «кофточки и сиськи» работников пера и предложил бы им «пойти вон» – вот до какого состояния он дошел!

Почему же в «Яблоке» так обозлились на журналистов? Да потому, что те выполняют свой профессиональный долг – на основе собранных материалов и фактов рассказывают о странной, прямо скажем, противоестественной симпатии некоторых деятелей «Яблока», в том числе и самого господина Митрохина, к национал-большевикам Лимонова. Публикации на эту тему Митрохин и Диллендорф называют клеветой, провокацией, кем-то проплаченным заказом против «самой демократичной партии страны».

Только не хотят эти господа отвечать на простые вопросы: разве это журналисты, а не лидер петербургского «Яблока» Максим Резник организовал радостную встречу Лимонова с единомышленниками в питерском офисе «яблочников»? Разве журналисты тянули за язык Митрохина, когда тот разболтал свои сокровенные мысли: если НБП откажется от символики и сменит название, то союз между национал-большевиками и «Яблоком» вполне возможен?

Разве журналисты диктовали одному из идеологов «Яблока» господину Пионтковскому его скандально известную статью на «Гранях.Ру», в которой он фактически призвал всех демократов поддержать Лимонова и его фашиствующих молодчиков? Разве это журналисты, а не Максим Резник обнародовал страшный партийный секрет: в «Яблоке», несмотря на заявления Иваненко и того же Митрохина, никто на самом деле не осудил предоставление партийного офиса для выступления Лимонова?

А чтобы эти вопросы не портили «Яблоку» его предвыборную «малину», было решено неугодных журналистов на публичные мероприятия не пущать. 15 ноября произошел беспрецедентный в истории российской журналистики случай – по личному указанию пресс-секретаря Явлинского Евгении Диллендорф (а может быть, и самого Явлинского) журналистам «Правды.РУ» было отказано в аккредитации на презентацию предвыборной программы «Яблоко – объединенные демократы». Нам было четко заявлено: вы участвуете в проплаченной неизвестно кем кампании клеветы против «Яблока» и допущены на наши мероприятия больше не будете. Каких-либо доказательств этих оскорбительных обвинений до сих пор не представлено.

Конечно, с клеветниками Митрохиным и Диллендорф нам предстоит разбираться в суде, ведь честь и достоинство для журналистов значат не меньше, чем для политиков. Пока же хочется обратить внимание на другое. До 15 ноября такого хамского отношения к журналистам не позволял себе никто. Как бы ни критиковали в прессе, скажем, КПРФ, «Единую Россию» или ЛДПР, какие бы слухи об их деятельности ни распространяли некоторые СМИ, ни разу представители этих, как, впрочем, и других, партий, не отказывали журналистам в общении на публичных мероприятиях, не боялись острых и неудобных вопросов. «Яблоко» стало первой партией, которая публично показала: она боится свободного слова, она боится прессы.

Естественно, мы не могли оставить случившееся без ответа, поскольку речь идет о попрании фундаментальных ценностей подлинной демократии. «Правда.Ру» обратилась с жалобами на антидемократичные действия представителей «Яблока» в Мосгоризбирком и Фонд защиты гласности.

К сожалению, в Мосгоризбиркоме, где заседают и «яблочники», к нашему обращению о грубейшем нарушении прав журналистов при освещении предвыборной кампании отнеслись равнодушно. Взяли и переслали его в Министерство юстиции, которое, хочется верить, отнесется к ситуации с должным вниманием. В конце концов, бюрократическая машина работает медленно, и с этим, увы, долго еще ничего не поделать.

Реакция же Фонда защиты гласности и ее президента Алексея Симонова нас предельно удивила. Конечно, мы знали, к кому обращались – незадолго до скандала господин Симонов вошел в группу общественной поддержки списка «Яблоко» - объединенные демократы» на выборах в Мосгордуму. Но все-таки верилось, что Фонд защиты гласности будет верен задекларированному в его программных документах принципу – защищать журналистов от произвола, преследований, оскорблений и клеветы, с чьей бы стороны эти противозаконные действия не осуществлялись. Увы, мы ошибались.

Фонд защиты гласности, куда наша жалоба на, подчеркнем еще раз, беспрецедентные, в своем роде уникальные в отечественные истории действия Митрохина и Диллендорф поступила 16 сентября, поначалу сделал вид, что ее не заметил. В еженедельных дайджестах ФЗГ о фактах нарушения свободы слова и прав журналистов, который вышел 21 и28 ноября, о ней ни слова. Зато во всех подробностях там расписан скандал вокруг публикации в «Известиях» рекламного предвыборного текста «Яблока». Надо ли говорить, на чьей стороне здесь оказались симпатии Фонда защиты гласности и его руководства?

Почувствовав желание господина Симонова продинамить нашу жалобу, мы решили отправиться к нему на прием. Алексей Кириллович был сама любезность и даже заявил, что, «с одной стороны, вы абсолютно правы». А вот с другой… А с другой - господин Симонов слово в слово повторил голословные и бредовые обвинения Евгении Диллендорф в том, что журналисты «Правды.Ру» приходят на пресс-конференции «Яблока» исключительно с целью задавать провокационные вопросы.

Тут пришлось поинтересоваться, а какие именно вопросы, по мнению Симонова, являются провокационными и недопустимыми? Может быть, просьба Митрохину прокомментировать нашумевшую статью в «Комсомолке» под названием «Коктейль Явлинского-Лимонова»? Нет, вопрос об этой статье глава Фонда защиты гласности провокационным не счел. Зато возмутился, что мы осмелились спросить у одного из видных мосгордумцев Бунимовича, что он думает об уместности открытия напротив столичного парламента первого в России гей-магазина. Вот в этом вопросе, по мнению Симонова, и проявилось наше подспудное желание сделать «Яблоку» ну просто несусветную гадость.

Помилуйте, Алексей Кириллович, госпожа Диллендорф своим стукачеством вас очень сильно подвела. Ведь вы же вот уже пятнадцать лет утверждаете в России стандарты западной журналистики, а Запад (в частности, небезызвестный фонд Мак Артуров) отменно и регулярно финансирует деятельность Фонда защиты гласности. Кому, как ни вам, знать, что вопросы подобного рода являются абсолютно уместными, допустимыми и в чем-то даже банальными для пресс-конференций тамошних политиков, тем более городского уровня. И если бы западные политики стали бы после этих вопросов обвинять журналистов в провокациях, то это был бы для них в политике последний день.

Сегодня господин Симонов сетует на «провокационные» вопросы журналистов. Что он, Митрохин, Диллендорф и кампания предложат прессе завтра? Может быть, журналистам на пресс-конференциях «объединенных демократов» скоро предложат задавать лишь заранее согласованные вопросы? Или даже раздавать бумажки с ними, чтобы никто не спросил лишнего?

Своим отношением к нашей конкретной и аргументированной жалобе на антидемократический произвол со стороны «Яблока» Фонд защиты гласности, похоже, показал свое подлинное лицо. А оно заключается в политике двойных стандартов: на защиту прав и свобод журналистов ФЗГ встает только тогда, когда это выгодно его руководству и, видимо, зарубежным спонсорам. Давайте представим ситуацию, что журналиста «Новой газеты» не пустили на пресс-конференцию «Единой России». Разве могут быть сомнения, что Фонд защиты гласности устроил бы по этому поводу шум и без всяких заявлений со стороны журналистов?

Кстати, игнорирование нашего заявления в дайджесте ФЗГ, спонсируемом фондом Мак Артуров, Симонов простодушно объяснил…отсутствием места. Зато там нашлось место для рассказа об очередной судебной тяжбе Анны Политковской и подробнейшего отчета о том, как журналистку «Оренбургской недели» не пустили на заседание городского совета. Вот так Фонд защиты гласности показал всем свое подлинное лицо. Когда власть в лице оренбургского горсовета нарушает права журналистов, об этом оповещается весь мир. Когда партия «Яблоко» творит произвол не в отдаленном Оренбурге, а в самом центре Москвы, Симонов молчит и пытается сделать вид, что ничего не случилось.

Справедливости ради, скажем, что в конце нашей встречи Алексей Симонов устало сказал: «Да, Митрохин, похоже, сбрендил, сбрендил…» Мы не стали уточнять, куда, по мнению Симонова, сдвинулся его соратник по «демократическому движению», хотя намек Алексея Кирилловича поняли. То, что Сергей Митрохин становится все более и более неадекватным, является уже секретом полишинеля. Мало того, что хамит журналистам, так еще и врет напропалую. В начале ноября говорит, что союз с лимоновцами возможен. Спустя две недели утверждает, что никогда не говорил о возможности такого союза и что предоставление петербургского офиса партии для выступления Лимонова было «крупнейшей политической ошибкой». А потом никак не реагирует на только что прозвучавшие скандальные откровения лидера петербургского «Яблока» Максима Резника о том, что Митрохин «не говорил об отсутствии сотрудничества между «Яблоком» и НБП».

Так что возникает вполне определенные вопрос: доколе Фонд защиты гласности будет отстаивать интересы не журналистов, пострадавших от хамства и произвола смыкающихся с фашистами «демократов вчерашнего дня», а «сбрендевших» политиканов, чье психоэмоциональное состояние, похоже, становится серьезной, ощутимой проблемой?

Андрей Щербаков.

От редакции. "Правда.Ру" ждет все-таки адекватной оценки и отображения в дайджесте факта ущемления прав журналистов от Фонда защиты гласности. То есть той конкретной работы, за которую Фонд получает зарубежные гранты. Нам почему-то кажется, что организации, выделяющие эти гранты, будут очень разочарованы, когда узнают, что их деньги всего лишь "пилятся" (мы употребили правильное определение, Алексей Кириллович, или нет?)...

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *