"Исламистские фашисты"

Несмотря на ужас , творящийся в Ираке, новые власти этой страны и США вряд ли отменят выборы 30 января. Иного выбора у них просто нет.

По мнению обозревателя New York Times Томаса Фридмана, выборы не следует откладывать ни в коем случае. Он не рассматривает в качестве аргумента даже тот факт, что нормальные выборы сейчас провести невозможно — из-за хаоса, который там творится.

По мнению обозревателя, главный аргумент у противников выборов другой: они узаконят господство шиитов, суннитское меньшинство "выпадет" из политического процесса. И это может посеять семена гражданской войны в Ираке. А ее уже начали "суннитские баасисты", пишет Фридман, а также их союзники среди "исламистских фашистов" со всего Ближнего Востока. Война эта, по словам Фридмана, началась в ту минуту, когда свергли Саддама Хусейна. Они вступили в борьбу "не из-за боязни, что в выборы сфальсифицируют, а потому, что знали: выборы как раз не будут сфальсифицированы".

При Саддаме, пишет Фридман, сунниты, которых в стране 20 процентов, управляли всем. Сейчас "фашистские повстанцы", как выражается влиятельный американский обозреватель, не выдвигают никаких требований, а просто показывают, чего они хотят: "Саддамизма без Саддама". Как пишет обозреватель, если бы он сам, Фридман, проводил такую же политику, как нынешние иракские боевики, он тоже носил бы маску на лице. Таково лицо иракского сопротивления.

Бесполезно откладывать выборы, считает Фридман, чтобы дать возможность "умеренным суннитам" убедить экстремистов поменять убеждения. "Любая задержка просто даст возможность людям с автоматами уничтожить еще больше иракских полицейских и запугать еще больше суннитов". По мнению обозревателя, если выборы отложат, это убедит экстремистов, что еще "немного насилия, и они смогут разрушить весь проект переустройства Ирака". На самом деле, считает он, тактика экстремистов не только не предотвратила проведение выборов, но и отбросила иракских суннитов в еще более глубокую яму.

Судя по всему, Белый дом действует так, как убеждает обозреватель New York Times: проведение выборов будет "наименее плохим" из всех возможных вариантов для США. И американцы сделают все, чтобы их провести — неважно в каком "виде". Ставку они будут делать на шиитов и курдов, а не на "умиротворение фашистских повстанцев".

И голосование будет отложено только в одном случае — если об этом попросят сами шииты. А они платят за участие в выборах очень дорогую цену. В среду были убиты два помощника духовного лидера шиитов аятоллы аль-Систани. Один из них, Махмуд аль-Мадаини, представитель аятоллы в суннитском городе Салман Пак, к югу от Багдада, был убит с сыном и четырьмя телохранителями. Другого помощника аятоллы, Халима аль-Афгани, нашли убитым в его офисе в Неджефе.

Американцы, судя по всему, пришли к выводу, что отсрочка выборов не остановит "фашиствующих экстремистов", а, наоборот, покажет им слабость оккупационного режима и новых иракских властей. В то же время Белый дом понимает, что если сунниты не придут на выборы или останутся без "нормального" представительства в новых органах власти и ассамблеи для выработки конституции, надежд на прекращение "партизанской войны" останется еще меньше. "Иракские выборы, если они не обеспечат достаточного представительства суннитскому мусульманскому меньшинству, будут победой для повстанцев", — сказал госсекретарь Колин Пауэллл.

В этом случае, по его мнению, сразу после выборов насилие может значительно усилиться, так как повстанцам только придадут сил проигрышные для суннитов результаты голосования. Госсекретарь считает, что в местах проживания шиитов и курдов можно рассчитывать на большую явку избирателей. А вот сколько суннитов решится прийти на голосование, Пауэлл даже боится предположить. Он лишь надеется, что явка будет достаточной хотя бы для того, чтобы получить "представление" о чаяниях суннитского населения Ирака. Если же и такого скромного результата не удастся достичь, то это будет "неудачей для перехода к самоуправлению", считает госсекретарь.

США уже позабыли свои первоначальные соображения о выборах как о торжестве демократии в Ираке. Теперь, по мнению американских чиновников, количество проголосовавших "не важно". Они делают упор на том, что другие шаги, предпринятые в этом году, окажут более серьезное воздействие на "политическую трансформацию" государства. Пока же Белый дом поставил перед собой задачу убедить американцев и весь мир, что явка избирателей не влияет на легитимность самих выборов, на которые раньше возлагались гораздо более серьезные надежды. Один из высокопоставленных чиновников администрации США на условиях анонимности сказал журналистам, что цифры явки сами по себе ничего не значат, потому не стоит на них "фокусировать" внимание публики. Гораздо важнее результат этих выборов.

О том, много ли иракцев посчитает выборы при низкой явке легитимными, американцы сейчас предпочитают не задумываться. Еще несколько месяцев назад администрация США убеждала весь мир, что январские выборы в Ираке станут "вехой" в процессе "демократизации" Ирака, а затем — всего ближнего Востока и исламского мира. Теперь Белый дом начал убеждать мировое сообщество, что сами выборы не так уж и важны, главное — те шаги, которые последуют за ними.

Получилось, как с оружием массового поражения. Сначала оно "было" в Ираке, и администрация США убеждала всех в необходимости войны. Потом оказалось, что оружия нет. И тогда всем было сказано: это не так уж важно, главное — те шаги, которые мы там предпримем. В результате этих "шагов" американцам отступать уже некуда. Придется проводить "выборы", хотя самим Соединенным Штатам они уже "не интересны".

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *