"Кот Базилио" и "Лиса Алиса" как освободители МБХ

Завтра в столице гражданин Касьянов Михаил Михайлович будет организовывать свое оппозиционное движение под претенциозным названием «Народно-демократический союз». Подготовка этого публичного по идее мероприятия проходит почему-то в обстановке полусекретности. На сайте Касьянова нет информации ни о времени, ни о месте «оппозиционной» сходки, а пресс-служба «МК-аналитики» отказывает в аккредитации «неугодным» журналистам, ссылаясь, по новомодной привычке либералов, на нехватку мест.

Пока же известно, что в президиуме касьяновского съезда, на который якобы прибудут 200 делегатов из 40 регионов, будут восседать такие колоритные фигуры, как Иван Стариков , Николай Травкин , Ирина Хакамада, а также две прелюбопытнейшие бизнес-персоны – Константин Мерзликин и Геннадий Пушко.

Нежелание касьяновской команды свободно аккредитовывать журналистов и понятно, и удивительно. Удивительно потому, что на днях сам экс-премьер простодушно объявил об одной из основных целей своего хождения в либеральную оппозицию, сказав, что в случае его прихода к власти уголовное дело Михаила Ходорковского может быть пересмотрено.

То есть подтвердил то, что и так давно было известно – за раскручиванием в оригинальном ключе Касьянова как кандидата на президентских выборах 2008 года стоят все те же Ходорковский и Невзлин , которые, возможно, видят в этом последний шанс хоть как-то взбудоражить общество, потерявшее к судьбе осужденного олигарха почти весь интерес.

Самое любопытное на сегодняшний день заключается в том, что остальные либералы испытывают к персоне Касьянова явное равнодушие. Григорий Явлинский , ставший в последнее время почти не публичным политиком, еще в конце прошлого года дал ясно понять, что «Яблоку» не по пути с «Мишей-два процента», чья дачная история предельно подорвала касьяновские амбиции в самом начале. На днях довольно ясно насчет претензий Касьянова высказался и лидер «Союза правых сил» Никита Белых с примкнувшим к нему в этом вопросе «главным республиканцем» Владимиром Рыжковым.

По мнению Белых, перспективы Касьянова довольно туманны, авторитет в обществе низок, а формирующееся движение даже непонятно, какой ориентации - правой, левой или центристской. Ведь нельзя же всерьез воспринимать анекдотичные рассуждения Хакамады о том, что НДС будет просвещать россиян, обучать их юридической грамоте, установит диалог общества и власти. За набором этой пустопорожней болтовни совершенно очевидно, что у Касьянова и компании нет никакой идеологии.

Данные социологических опросов последнего времени показывают, что рейтинг Касьянова крайне низок и поднять его, учитывая реноме экс-премьера, существенно не удастся. Те один-два процента, которые сейчас получает «дачник-неудачник» в опросах на тему "за кого бы вы проголосовали, если бы президентские выборы состоялись в ближайшее воскресенье", вряд ли перерастут даже в 20-30 процентов через два года.

И тем не менее деньги у касьяновского движения есть, причем в феврале-марте спонсорство начало приобретать более организованный и солидный характер. Ведь не случайно же еще не избранный лидер еще не созданного «Народно-демократического союза» уже объявил, что в НДС будет своя молодежная организация.

Вот здесь и возникает вопрос: «А кто и с какой целью вкладывает деньги в такую малоперспективную фигуру, как господин Касьянов?» Любопытную «информацию к размышлениям» дала на днях президент фонда «Наш выбор» Ирина Хакамада , сказавшая, что этот фонд станет одной из основных структур НДС. При этом Хакамада простодушно добавила: «Мы будем продолжать делать то, что делали Ходорковский и «Открытая Россия». То есть под видом «политического просвещения» и «повышения правовой культуры граждан» создавать в российских регионах воспитанную в нужном Ходорковскому и Невзлину духе псевдоэлиту и продвигать ее в местные органы власти и СМИ.

Организаторы всей этой затеи нашли Касьянову достойную пару. Как ни крути, но обыватель к Хакамаде, несмотря на все ее заскоки, относится умиленно и по-прежнему считает ее самой крутой дамой российской политики. В политтусовке их дуэту уже дали шутливое прозвище «Кот Базилио» и «Лиса Алиса», поскольку даже внешне они смахивают на любимую народом пару Ролан Быков-Елена Санаева из телефильма «Приключения Буратино», напевавшую «Какое небо голубое! Мы не сторонники разбоя! На дурака не нужен нож. Ему с три короба наврешь - и делай с ним что хошь!».

Вполне возможно, что этот колоритный дуэт своими гастролями по стране будет отвлекать внимание общества и прессы от тех совершенно непубличных фигур, своего рода «Карабасов-Барабасов», которые пока смутными тенями вырисовываются за занавесом театра кукол «Народно-демократического союза». Например, депутата Государственной Думы от КПРФ Юрия Маслюкова, чья роль в новейшей истории России давно ждет внимательного анализа.

Уроженец Ленинабада Юрий Маслюков на закате брежневского «застоя» занимал высокие кресла в Миноборонпроме СССР, откуда переместился в Госплан. После того как Горбачев разогнал «старую гвардию Громыко», товарищ Маслюков в 1988 году вошел в Политбюро ЦК КПСС и стал фактическим руководителем советской экономики. «Плачущий большевик» НиколайРыжковвсе больше и больше доверял разработку важнейших вопросов своему 52-летнему заму, который одновременно, вплоть до 1991 года, возглавлял Госплан , а также курировал военно-промышленный комплекс, не афишируемые связи в котором он сохранил и поныне.

Именно тогда в нашей экономике и стали происходить более чем странные вещи. После принятия непродуманного закона о кооперативах, открывшего светлый путь для предприимчивых и абсолютно беспринципных людей типа Ходорковского, экономика страны стала не столько развиваться, сколько разваливаться буквально на глазах. Вернее, буквально на глазах ее разваливали, чтобы создать предпосылки для всеобщего недовольства и смены политического строя.

Стоит вспомнить, к примеру, знаменитый "табачный кризис" июня-июля 1990 года, когда по всей стране из продажи неожиданно (при работающих фабриках и забитых складах) пропало абсолютно все курево. Это вызвало взрыв возмущения в народе, вплоть до стихийных уличных акций протеста. Казалось бы, после этого Генпрокуратура СССР должна была бы заинтересоваться деятельностью товарища Маслюкова, но увы…

После спланированного развала СССР Маслюков исчез на четыре года и всплыл лишь в декабре 1995 года, став депутатом Госдумы от КПРФ. А в июле 1998 года, буквально за месяц до дефолта, товарищ Маслюков неожиданно садится ну в очень теплое кресло министра промышленности и торговли в правительстве Кириенко! Уж не с Маслюковым ли вел переговоры так жаждавший дефолта и изрядно обогатившийся на нем Ходорковский перед тем, как ломиться в кабинет Кириенко?

Что интересно, после дефолта Маслюков не только не ушел из правительства, но даже пошел на повышение, став в кабинете Примакова первым заместителем председателя Правительства. Говорят, что «коммунист» Маслюков тогда должен был уравновесить «реалиста» Примакова, а именно сделать так, чтобы интересы олигархического капитала в чрезвычайных условий того времени не пострадали. Маслюков с этим справился и даже заслужил комплимент от небезызвестного Александра Волошина, бывшего с Примаковым, как известно, на ножах. Волошин тогда назвал Маслюкова «самым большим монетаристом в правительстве».

20 декабря 1998 года правительство принимает постановление № 1529 «Об утверждении плана действий по реализации документа «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране». Пунктом 61 этого плана значилось создание Российского банка развития с целью «кредитования реального сектора экономики". Маслюков тогда не скрывал авторство этой затеи, которая должна была привести, по его словам, к вкладыванию бюджетных денег в оборотные средства предприятий.

Затея встретила резкую критику со стороны международных финансовых организаций, посчитавших, что ее реализация приведет к разбазариванию бюджетных денег, поскольку госкредиты будут проедаться и списываться. Уход Маслюкова из правительства в мае 1999 года привел к тому, что РосБР был создан на довольно скромных условиях.

Реанимировать идею всяческой поддержки Российского банка развития удалось лишь в первые месяцы премьерства Касьянова, которому Маслюков в качестве руководителя секретариата удачно предложил… бывшего заместителя главы своего секретариата Константина Мерзликина. Того самого, который сейчас работает в «МК-аналитике» и принимает самое активное участие в создании НДС.

Хотя Касьянову и не удалось протолкнуть Российский банк развития на ведущие позиции в финансовом мире, «маслюковско-касьяновская» затея стала развиваться весьма неплохо.

То, что до самого недавнего времени РосБР был полностью касьяновской структурой, ни для кого в экономических кругах не является секретом, хотя, как сообщила нам вчера руководитель пресс-службы банка Светлана Петрова, в организации начались серьезные кадровые изменения. Также не секрет и то, что РосБР был одним из крупных контрагентов входящего в империю Ходорковского банка «Траст» - того самого, через которого до недавнего времени осуществлялось финансирование «Открытой России» и ее «благотворительных» проектов.

С КПРФ определенным образом связан и еще один бизнесмен из «Народно-демократического союза», а именно имеющий центральный офис в Научном проезде в Москве, но почему-то именуемый брянским предпринимателем Геннадий Пушко. Именно он организовывал недавние брянские гастроли Касьянова и даже согнал рабочих принадлежащего ему завода «Стройдеталь» на встречу с «Мишей – два процента».

Пушко познакомил Касьянова и с колоритным экс-депутатом Госдумы Василием Шандыбиным, который, как судачит брянская общественность, просил Михаил Михайловича заступиться за бывшего губернатора Брянщины коммуниста Юрия Лодкина, чья бурная деятельность на экономическом фронте сейчас только начинает детально изучаться и проясняться. В это охотно веришь, учитывая то, что Лодкин и Пушко никогда не скрывали своей дружбы и полного взаимопонимания.

Учитывая все это, можно предположить, что именно с Брянщины начнутся обещаемые Народно-демократическим союзом митинги и демонстрации в поддержку, как метко выразилась Хакамада, «страдающих предпринимателей» - от Ходорковского до Лодкина.

Андрей Щербаков

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить