ЦРУ спасет Саддама

Суд над Саддамом Хусейном, начавшийся на прошлой неделе, имеет большие шансы попасть в историю как один из самых громких и скандальных процессов. Бывшему диктатору (или, как он сам предпочитает себя называть, президенту) наверняка есть что рассказать и о своем правлении, и о роли США в минувших и нынешних событиях в регионе. Хотя, конечно, далеко не факт, что Саддаму позволят говорить обо всем. Но после первого судебного заседания стало понятно, что процесс над бывшим иракским лидером вовсе не станет легким делом для его обвинителей.

Хотя, казалось бы, за доказательствами вины Саддама Хусейна в геноциде, военных преступлениях, массовых казнях политических оппонентов и т.п. дело не станет. Фактически получилось так, что ему еще до объявления приговора вынесен вердикт "виновен". Хотя, может быть, в данном случае было бы гораздо более уместным следовать правилу "тише едешь — дальше будешь".
Совершенно неожиданно для противников Саддама был поставлен под сомнением один из главных пунктов обвинения — геноцид курдов. Речь идет о массовом убийстве в марте 1988 года в Халабийе на севере Ирака — тогда в результате применения отравляющих веществ погибли несколько тысяч человек. Именно за эту резню получил свое прозвище -"Химический Али" -Али Хассан аль-Маджид, командовавший во время войны гарнизоном Басры.

Сам Саддам на первом судебном заседании заявил, что узнал о массовом убийстве курдов из газет. Разумеется, несколько дней назад на это заявление мало кто обратил внимание — потому что признания от Саддама никто, в общем-то, и не ждал. Но, как выясняется, вполне вероятна возможность того, что диктатор действительно узнал о бойне в Халабийе "из газет".

Как сообщило издание Inter Press Service, расследованием событий в Халабийе занималось Центральное разведывательное управление США, которое пришло к выводу, что вина за гибель мирных жителей лежит не на Саддаме Хусейне, а на иранцах, с которыми Ирак в то время находился в состоянии войны (в ходе которой обе стороны широко применяли отравляющие вещества).

По словам офицера ЦРУ Стивена Пелетье, работавшего в конце в 1980-х главным политическим аналитиком по Ираку и возглавлявшего работу над отчетом об операции "Буря в пустыне" (1991 год), расследование установило, что "курдов убил иранский газ, а не иракский". По его данным, результаты вскрытия показали, что курдов убил газ на основе цианида, который использовали иранцы, а не горчичный газ, который применяли в Ираке.

Об этом Пелетье написал еще в январе 2003 года в газете "Нью-Йорк Таймс", т.е. за несколько месяцев до начала войны в Ираке. По его словам, с расследованием были ознакомлены все, "кому это было надо". "Надо", судя по всему, было немногим, ибо статья Пелетье "Военное преступление или часть войны?", прошла практически незамеченной. Понадобилось полтора года, война, поимка Саддама Хусейна и, наконец, начало суда над ним, что о статье вспомнили.

Хотя, с другой стороны, нет ничего удивительного в том, что статью предпочли не заметить те, "кому надо", ибо в ней, в частности, были следующие слова: "Обвинять Саддама в том, что он с помощью газа убил собственных людей в Халабийе и это было актом геноцида, некорректно, потому что, если верить нашей информации, везде, где использовался газ, были военные действия, и это военные трагедии".

Если Саддаму удастся доказать, что он не причастен к трагедии в Халабийе, то нынешняя американская администрация потерпит еще одно чувствительное поражение. Ведь после того, как не удалось отыскать оружие массового уничтожения, акцент был смещен на, так сказать, "гуманитарные" причины начала войны — мол, США свергли диктатора, уничтожавшего собственный народ. А теперь получается, что далеко не все так просто...

К тому же в ходе судебного процесса могут всплыть другие, тоже очень неприятные для коалиции факты сотрудничества Саддама Хусейна с США и Великобританией. Inter Press Service утверждает, что после трагедии в Халабийе американцы и англичане увеличили поставки в Ирак химических средств, пригодных для производства отравляющего газа. США, якобы, даже были готовы заключить контракт в размере 1 млрд. долларов для строительства завода (по легенде — "нефтехимического"), на котором иракцы собирались производить горчичный газ.

Так что процесс над бывшим диктатором явно преподнесет еще массу сюрпризов, причем весьма неприятных для главных членов нынешней антисаддамовской коалиции. Тиран-то он, конечно, тиран, но как быть с теми фактами, что уже известны и которые наверняка еще всплывут в ходе судебного разбирательства? Будет ли кто-нибудь за них нести ответственность? Хотя этот вопрос из разряда риторических.

Парадоксально: в последнее время все процессы над бывшими политическими лидерами — что Милошевича в Гааге, что ныне Саддама Хусейна — превращаются в фарс. Почему так происходит, тоже, в общем-то, понятно — по-хорошему место многих оппонентов Милошевича и Саддама рядом с ними, на одной скамье подсудимых.

Фото из архива ВВС

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *