Лауреаты премии Высоцкого признались в любви

Как уже писала "Правда.Ру", 21 января 2005 года, Благотворительный фонд Владимира Высоцкого, Оргкомитет по присуждению Премии Владимира Высоцкого "Своя колея", при поддержке ЗАО "Компания ТрансТелеКом" провели восьмую церемонию вручения Премии за 2004 год, которая состоялась в шестом павильоне Киноконцерна "Мосфильм". Ведущий мероприятия — сын Владимира Высоцкого .

Никита Владимирович Высоцкий :
- Сегодня на "Мосфильме" все иначе. Все по-другому. Но "Мосфильм" живет, "Мосфильм" работает и мы очень благодарны, что нас сюда пустили, и нам помогали. С удовольствием предоставляю слово Карену Георгиевичу Шахназарову , генеральному директору киноконцерна "Мосфильм".

- Конечно, на таком вечере было бы лучше, если бы я вышел и спел. Но, к сожалению, не обладаю такой возможностью, хотя кто из нас, вообще, не напевал про себя песен Владимира Семеновича Высоцкого ? Для меня это огромная честь и радость, что этот вечер здесь состоялся на "Мосфильме". Я как-то не представлял, что в моей жизни случится, что я буду выступать в этом качестве на вечере Володи Высоцкого. Дело в том, что и в моей жизни был момент, когда я мальчишкой, записывал на магнитофон "Комета" его песни, когда он приходил к нам домой. Мои родители, один период были очень близко с ним знакомы, дружили и как-то он так, на протяжении нескольких лет наблюдал за мной, как я заканчивал ВГИК уже. Последний раз, я помню, мы встретились с ним здесь, в коридорах "Мосфильма", я уже был режиссером — молодым режиссером — еще только начинал, как говорится, свой путь в кино и он сказал: "Ну, слушай, Карен, когда же ты меня снимешь, наконец? Хочется у тебя сняться!" Ну, наверное, он, конечно, льстил мне. Конечно, я ему пообещал и на самом деле, действительно, хотел это сделать, потому что я начинал картину, которая потом вышла под названием "Мы из джаза" . И абсолютно уверен, что в этой картине нашлось бы ему место. Но, к сожалению, уже Володи не было. Владимира Семеновича уже не было. Я вот думаю, сколько лет прошло и ведь многие предрекали забвение, то, что устареет Высоцкий. Вы видите, что не устаревает. В чем природа его таланта? Я думаю, в том удивительном чувстве правды, которое было присуще ему, как любому, действительно, великому художнику. Потому что он был, действительно, таким — великий поэт, великий композитор, великий артист. И я вот что еще хочу сказать. Я очень благодарен сыну Владимира Семеновича, Никите, потому что, в общем, его энергия, его необыкновенная преданность своему отцу, позволила организовать такой вечер. Я могу уверить и вас, и Никиту, что мы будем всячески помогать для того, чтобы память о Владимире Высоцком сохранялась с нами, и его образ был вечно рядом с нами. Спасибо, Никита, тебе за это.

- Начинаем награждение. Представляем вам первого лауреата Премии Высоцкого за 2004 год. Один из самых известных журналистов России. Его деятельность у одних вызывает восхищение, у других — полное неприятие и отторжение. Но все без исключения отдают должное его независимости, последовательности и профессионализму. Быть может, самое удивительное в его таланте то, что ярко выраженные, никогда не скрываемые собственные взгляды и убеждения не только не мешают, а скорее помогают ему быть объективным, а радиостанции, которую он возглавляет многие годы, быть одним из самых авторитетных и уважаемых средств массовой информации в России. (Слышна песня Высоцкого "Проложите, проложите вы хоть тоннель по дну реки"). Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Венедиктов Алексей Алексеевич . Поскольку Алексей Алексеевич находится в командировке, он поручил участвовать в церемонии награждения Ганапольскому Матвею Юрьевичу. Вручают члены жюри Премии Леонид Михайлович Рошаль и Валерий Сергеевич Золотухин.

Валерий Золотухин :
- Каждый день, каждое утро, лично я слушаю "Эхо Москвы". Я восхищен этим человеком и думаю, что Жюри поступило абсолютно правильно, вручив ему эту Премию. Передайте ему от нас огромный привет, спасибо. Продолжайте в том же духе. А всем — слушать "Эхо Москвы".

Леонид Рошаль :
- Я к премии имени Высоцкого "Своя колея" отношусь очень серьезно и думаю, что если бы я получил даже четвертинку этой премии "Своя колея", для меня было бы достаточно на всю свою жизнь, так как это Премиявеликого совершенно человека. ( Аплодисменты ). Я готов был повстречать на сцене. Выйдет маленький, щупленький человек, с огромной шевелюрой, без галстука, а смотрю, стоит — здоровый, лысый, в галстуке, причесанный, упитанный, довольный. ( Хохот в зале ). Такие люди, как Венедиктов, я не могу сказать, что я согласен с ним, он вызывает иногда возражения, но это человек, который действительно идет своей колеей. И перед таким можно преклоняться. И очень здорово, что Жюри выбрало его, как номинанта Премии "Своя колея". Я поздравлю вас и нас всех. Спасибо.

Матвей Ганапольский :
- О своих чувствах стояния на этой сцене я говорить не буду. И молю только одно, чтобы редакторы не совершили ужасной ошибки, и не получилось так в массовом сознании, что наградили меня, а не Венедиктова. И два еще слова, вот каких. Перед тем как идти на это награждение, он действительно поехал в очень важную командировку, не мог отменить — и мы с ним говорили и вдруг речь зашла об этом, о церемонии, о Высоцком, у него на столе лежит стопка пластинок: французские барды (он знает хорошо французский язык). И стопка пластинок Высоцкого. И каждый его эфир — это Высоцкий. Мы знаем. Обязательно песня про то, что "ни церковь, ни кабак" продолжают быть не святыми, к сожалению. И вы знаете, что даже передача на "Эхе Москвы" называется "Не так!". Говорили о том, что, как бывает в жизни грустно и ужасно, что два человека, которые — один из которых обожает другого — то есть Венедиктов Высоцкого — что они разошлись во времени. Мы говорили о том, что они бы крепко выпили, и им бы было о чем поговорить. И еще мы говорили о высокой чести этой награды и о том, что гениальность в простоте. Вот как Высоцкий мог писать такие стихи? Ведь он же писал, он просто знал, как ставить простые слова на нужные места. Ведь его слова, которыми написаны его стихи, они очень простые. Так и радио работает. Микрофон — это ухо радиослушателя, об этом говорили мы. Его не обманешь, человека не обманешь и нужно говорить только правду. И что Венедиктов всегда стоит на этом. Может быть потому, ничего не смогли сделать с радио "Эхо Москвы" и оно продолжает работать. И давайте признаемся, (или давайте скажем так) смело можно признаться, что песни Высоцкого и дух Высоцкого и, вообще, слово Высоцкий помогло тому, что радио "Эхо Москвы" существует. Еще раз огромное спасибо всем тем людям, которые приняли решение наградить Алексея Венедиктова — главного редактора "Эхо Москвы" - этой наградой. Спасибо от всего коллектива.

- В кино, не в последнюю очередь, для отца были друзья. И даже первая компания, всем известная компания на Большом Каретном — это во многом кинокомпания. Человек, который больше других работал в кино с отцом, — четыре больших картины они сделали.

Валерий Сергеевич Золотухин:
- Леонид Михайлович про четвертинку сказал и я думаю — не случайно, потому что человеку, которому пришла идея сделать вечер Высоцкого и присуждение премии "Своя колея" на "Мосфильме", я бы по шкале Венедикта Ерофеева, налил бы полный стакан. В эту проходную "Мосфильма" он входил с надеждой, радостью, чаянием; уходил подчас счастливый, разочарованный. В этом павильоне, а может быть, в соседнем — снимался фильм "Маленькие трагедии", где — я тоже считаю, — что он сыграл одну из лучших своих ролей — Дон Гуана. Здесь был выстроен трактир "Золотого Льва", где Моцарт встречался с Сальери. Вы понимаете, Владимир Высоцкий приходил часто на "Мосфильм", заходил за декорации. Он переживал за меня. Он, как коллега и партнер, он прикрывал мне спину, потому что авторитет великого Иннокентия Михайловича Смоктуновского мог сокрушить уверенность актерскую. И он боялся за меня. Он не показывался на глаза ни Швейцеру , ни Смоктуновскому, но потом, когда я в перерыве выходил, он мне говорил с такой болью: "Ну, не играй ты молодого Смоктуновского! Больного!". (Молодого — он имел ввиду — времен "Идиота".). "Играй здорового Пушкина!"

А это был 79-й год. И мы с ним дали клятву не сниматься друг без друга. Перед этим была "Интервенция" . К сожалению, она легла на полку на 20 лет. Если бы "Интервенция" вышла, то судьба кинематографическая Высоцкого была бы иная. Я не люблю этих слов "если бы". Но если бы... Есть такая рубрика! Если бы Моцарт вел дневник и прочее, ипрочее. Если бы так случилось, то — я думаю, — что было бы по-другому. В одном из этих павильонов снимался фильм Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" . У него все были друзья на съемочной площадке и не только на ней. Говорили не один год за профессию. Он всех режиссеров, партнеров — делал своими союзниками, своими друзьями. И это так часто, мне кажется, затрудняло работу режиссера с ним. Именно в профессии. Может я ошибаюсь, но так мне кажется. Поскольку я сам, по индивидуальности, держу дистанцию всегда между режиссером, какой бы он ни был: молодой или опытный. И вот я помню, как в этом, может быть, павильоне снимался эпизод. Володя не мог выполнить задания или просьбу Саши. Они стали нервничать — оба. И Володя, в конце концов, говорит: "Щас! Я тебе покажу десять вариантов! Хочешь?" Саша говорит: "Пожалуйста, покажи!" - "Вот я тебе показываю три варианта сцены!" Он показывает три варианта одинаковых. — "Ну, ты понимаешь, ну выбери, ну какой вариант?" Саша говорит: "Мне не надо десять вариантов. Мне нужен один. Ты показал три одинаковых варианта"...

Мы пробовались с ним у Геннадия Поллоки , фильм такой был, он назывался "Один из нас" . И Поллока хотел, чтобы мы играли. Володя — главную роль, а я — вторую. И Поллока придумал такой ход: мы вдвоем с Володей, награжденные, орденоносные, крупным планом, поем песню "Броня крепка и танки наши быстры, и наши люди мужеством полны". Там есть такие слова: "Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин и верный маршал в бой нас поведет". Мы репетируем, у нас вечером спектакль "Жизнь Галилея" . Мы репетируем эту песню, все замечательно. Доходим до места "нас в бой пошлет товарищ Сталин и...". И вдруг с лесов, кто-то из осветителей затянул: "и пьяный маршал в бой нас ...". Пьяный маршал, ну, пьяный маршал. Репетиция, мотор, я начинаю петь — начинаю хохотать. Мы принимались восемь или двенадцать раз снимать этот кадр, и он у нас не получился. Либо я кололся, либо кололся Володя. Поллока в отчаянии. Конечно, нас не утвердили. Я только не понимаю, почему я не попал в фильм "Место встречи изменит нельзя"? Но поскольку я ни разу не получал от Говорухина приглашения в его кино, думаю, что тут виноват режиссер.

Каждый год на Алтае проходят шукшинские чтения. День рождения Василия Макаровича Шукшина - 25 июля. И каждый раз, выезжая на Алтай, на шукшинские чтения, 25 июля, меня вот так ( хлопает ) между молотом и наковальней. День рождения Шукшина — день памяти Владимира Семеновича Высоцкого. На Алтае к этому относятся ревниво. У нас есть свой гений. Поэтому это так болезненно воспринимается моими земляками, когда я говорю на чтениях о Высоцком, но я-то не могу этого не делать, не могу не говорить. И теперь Барнаул — единственный город, где два памятника — Шукшину и Высоцкому. 25 июля собирается начальство, артисты, которые собираются на фестиваль "Калина красная". У памятника Василия Макарыча проходят чтения. А потом часть людей, во главе с Золотухиным, мы быстро садимся в машины и перебегаем к памятнику Высоцкому. Там поем песни, читаем его стихи. Вот такая судьба между двух памятников .

- Известно, что про эту песню, которая не вошла в фильм, сказала тогдашняя министр культуры. Она сказала: "Смотрите, Высоцкий пишет всякую ересь, ерунду. Но смотрите, какую песню написал! Может, когда хочет!" Ее спросили, что за песня — и Фурцева сказала: "Штрафные батальоны" . Тем более удивительно, что она в идеологии понимала. Несмотря на идеологические расхождения, она приняла эту песню.

В этом павильоне несколько недель назад снимались эпизоды картины Станислава Говорухина "Не хлебом единым" . Вот такая случайность.

Станислав Говорухин :
- Четверть века без Высоцкого. Точнее было бы сказать четверть века с Высоцким, потому что при жизни для простого смертного увидеть его или услышать было необыкновенной удачей. Прочесть строчку стихов глазами — вообще было невозможно. И только после того, как он ушел из жизни, он стал доступен каждому. Миллионными тиражами пластинок и книжек, собраниями сочинений. Правда за это время в стране, можно сказать, произошла культурная революция. Многие ценности изменились. Я вслушиваюсь в этот чудовищный набор слов, который они называют поэзией, в эти грубые, туземные ритмы, которые они музыкой. Но все-таки пока еще живы истинные ценители настоящего художественного слова, настоящей музыки будет жив и Высоцкий. Хорошо, что мы собрались на "Мосфильме", в этом павильоне, потому что жизнь Высоцкого — артиста и поэта неразрывно была связана с кинематографом. Многие лучшие свои стихи он написал для фильмов. Фильм "Вертикаль" - наш дипломный фильм — вообще не мог бы существовать без песен Высоцкого. Я до сих пор не могу понять, как этот молодой мальчик, никогда не видевший гор и не знавший что такое альпинизм, мог написать такие песни, которые определили судьбу тысяч людей. Многие, самые знаменитые наши горные восходители признавались мне, что они избрали этот образ жизни. (Я никогда не называю альпинизм — спортом). Вот этот мужественный, высоконравственный образ жизни, благодаря песням Высоцкого. Да и сами мы, в начале 60-х, не зная еще лично автора; слыша вот только этот хриплый голос с плохих магнитофонных записей и, слушая его песни, скажем о войне, предположить не могли, что написал эти песни не израненный солдат, прошедший огонь, воду, окопы, атаки, артналеты, а жизнерадостный мальчик, юноша с Третьей Мещанской . Он написал много песен для фильмов — не все они вошли в кино и ни всегда по вине высокого начальства. Иногда и сами мы были в этом виноваты. Я, например, чувствую за собой огромную вину. Я никогда не верил и не поверю, что фильм "Стрелы Робин Гуда" вышел без чудесных баллад Высоцкого (может лучшего, что он написал) по вине Госкино. Тут даже не требовалось мужества от режиссеров. Никакого подвига не надо было совершать. Просто режиссерское упрямство. Я никогда не поверю, что при жизни Высоцкого, — а он об этом так мечтал — не могла выйти маленькая книжечка его стихов. А он так мечтал увидеть себя напечатанным. Для этого надо было только пошевелить писателям пальцем. Отрешиться от собственного величия и понять тогда, а не сегодня, что бок о бок с ними живет великий Поэт. Я помню, как принес тексты песен Высоцкого (без музыки) к фильму "Вертикаль" в редколлегию студии, где делалась эта картина. Так там мастера словесности просто за животы хватались от смеха: "Что ты нам принес? Разве это поэзия?" Я надеюсь, что все они дожили до наших дней и дождались настоящей поэзии. Вот этого "джаги-джаги", "му-му", "ва-ва", "мой мармеладный я не права". Я тогда Володе это рассказал. Мы тогда тоже посмеялись. Высоцкий и тогда уже прекрасно представлял свое место и в русской поэзии, и в русской культуре. Так что вот — четверть века без Высоцкого, а вместе с тем наша жизнь с Высоцким. Спасибо.

- Представляем второго лауреата премии Владимира Высоцкого за 2004 год. Этот человек составлял и возглавил команду гонщиков, которые уже много лет являются лидерами в своем классе — классе тяжелых грузовых автомобилей. Мы перестали удивляться, что эта команда выигрывает самые престижные соревнования. Несколько дней назад они вернулись с очередной победы с ралли "Париж — Дакар" . Бессменный капитан и штурман команды знает, чего стоит, ставшие такими обыденными и привычными победы. ("Чтоб не было следов, повсюду подмели").

Семен Якубов:
- Я очень волнуюсь, потому что я очень счастлив. Весть о том, что я удостоен премии Владимира Семеновича Высоцкого застала меня в далеком африканском городе Даккаре три дня назад, когда команда праздновала победу. Выстраданную, тяжелую, политую потом и кровью победу. Когда мы вместе с моими друзьями, а они сейчас здесь. Это заслуженные мастера спорта, победители "Дакара" - пилоты Фирдаус Кабиров, Владимир Голуб. Мы доказали, что путь, который мы выбрали 17 лет назад — правильный. Вопреки скептикам и не верящим, что российские спортсмены-автомобилисты могут быть впереди планеты всей. Казалось, что ничто нас не сможет уже удивить и вдруг такая неожиданная новость. Для меня она прозвучала, как гром. Может быть, как колокол. Из далекой юности, когда мы уезжали с песнями Владимира Семеновича, когда на наших стареньких магнитофонах не было ничего записано, кроме его песен. Мы хвастались друг перед другом, когда появлялась новинка. Мы заклеивали старенькие пленки эссенцией. Мы устраивали концерты, летом, на студенческих трудовых семестрах и окрестности оглашались песнями Высоцкого. Мы воспитывались на этих песнях и я убежден, что многое в наших характерах осталось от того, что вкладывал в свои песни Владимир Семенович. Мы думали тогда, что эти песни о нас, о нашей жизни, мы были практически одного возраста. С высоты сегодняшних лет, я могу сказать, что мы были глубоко не правы. Песни Владимира Семеновича — они касались всех. О том, какой я сегодня. "Лишь только немного завидуешь тем, другим, у которых вершина еще впереди". Спасибо.

- Представляем вам третьего лауреата Премии Высоцкого "Своя колея" за 2004 год. Девяностые годы стали временем исхода из Арктики. Закрылись десятки полярных станций. Последствия этого катастрофичны. Специалисты считают, чтобы восстановить то, что осталось — понадобятся десятилетия. Самая северная арктическая метеостанция на острове Визе продолжает существовать. Все эти годы там ведутся наблюдения и передается информация, необходимая для жизни всего Крайнего Севера. Это оказалось возможным, благодаря мужеству, стойкости и любви к своему делу всего лишь одного человека. Он не пожелал покидать своего поста и остался на станции практически один. Годами находясь без снабжения, он носил вручную мазут из заброшенной воинской части, и не только поддерживал жизнедеятельность станции, но и усовершенствовал, компьютеризировал ее. И быть может, самое удивительное — последние семь лет с ним зимовали его жена и дочери. ("Отплываю в теплый край — навсегда"). За личное мужество награждается Аболемов Сергей Иванович. Валентин Иванович Дикуль и Ирина Анатольевна Привалова — олимпийская чемпионка.

Ирина Привалова:
- Мне кажется, что у нашего народа есть несколько святых мест — это Арктика и космос. И мы верим, вопреки всего, что есть люди, которые со своей колеи никуда не свернут. Если их не будет, то все — это конец.

Валентин Дикуль:
- Я преклоняюсь перед людьми, которые не останавливаются ни перед какими трудностями. И не сдаются и показывают своим примером всем нам, как нужно бороться. И доказывать, что человек — это выше всего.

Сергей Аболемов:
- Отдельное спасибо журналистам телеканала РТР, которые смогли до нас добраться и сделать тот репортаж, ради которого я здесь и стою.

- "Разбойничья" песня, которая была написана отцом к картине "Сказ о том, как царь Петр арапа женил". Я приглашаю на сцену режиссера этой картины, близкого отцовского друга — режиссера Александра Митту.

Александр Митта :
- Большинство кадров к песне, которую только что Алексей Петренко исполнил, снималось в этом павильоне. Поэтому он мне особенно дорог. Про Владимира Высоцкого сказано очень много слов. Про все его отдельные таланты многочисленные. Но у него был еще один удивительный талант, которому я не знаю равного: он был талантливый друг. Он давал такому количеству людей счастье дружбы. Он был готов сделать для людей многое. Я про некоторых думаю: вот этот мог бы быть другом Высоцкого. Он был, в общем-то другом всех режиссеров, с которыми работал. Вот это жажда жизни, интерес к жизни — удивительное умение дать человеку много и взять у него много. Я не знаю равного, поэтому, наверное, у него так много песен.

- Сейчас прозвучит, наверное, самая популярная отцовская песня, которая тоже написана для кино и много сплетен — я до сих пор не знаю: правда или неправда, что когда отец ее написал, Станислав Говорухин зашел к нему в номер. Отец дремал, он прочитал эту песню и потом на площадке Говорухин ему сказал: "Ты можешь написать вот такую песню, чтобы в песне был вот такой друг, который вроде бы и не друг и не враг, а вот просто так!". И отца стали волосы дыбом, наверное, сплетня. Замечательная, очень популярная, очень красивая, очень светлая песня — "Песня о друге" .

В заключении вечера ведущий сказал:
- Спасибо вам за вашу память, за вашу любовь. Спасибо. Моим товарищам, друзьям. А главное, спасибо ему, что вот он нас соединяет. Всех, для кого 25 января — это праздник, я поздравляю. И еще раз поздравляю лауреатов премии Высоцкого "Своя колея" за 2004 год. Спасибо вам большое. Счастливо.

Фотографии: Александр Стернин

Вниманию читателей "Правды.Ру"! Всем поклонникам Владимира Высоцкого!

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *