Убийцы Пола Хлебникова: чеченцы, Березовский или клан Бушей?

Слушание дела об убийстве главного редактора русской версии журнала Forbes журналиста-расследователя Пола Хлебникова отложено до 18 января. По мнению Мосгорсуда, чересчур эмоциональное поведение адвоката Руслана Коблева во время заседания 11 января не соответствовало адвокатской этике. Нужно отметить, что его подзащитный, московский нотариус Фаиль Садретдинов , формально не имеет отношения к убийству журналиста. Тем не менее Садретдинов и его адвокаты активнее всего стараются повлиять на процесс рассмотрения дела.

Так, именно по их просьбе слушания проходят с участием присяжных. Кроме того, обвиняемый в причастности к убийству нотариус два месяца назад написал пространное письмо брату покойного журналиста Майклу Хлебникову, признанному потерпевшим по этому делу. В своем письме Садретдинов привел факты и выдержки из материалов уголовного дела, с которыми ознакомился, находясь в СИЗО. Эти данные, по его мнению, идут в разрез с основной «чеченской версией» следствия, открывают иные мотивы убийства журналиста, проливают свет на других возможных заказчиков расправы над неугодным расследователем. Тем не менее, считает Садретдинов, эти сведения остаются без внимания.

Напомним, по версии Генпрокуратуры, Хлебникова заказал влиятельный в прошлом чеченский полевой командир Хож-Ахмед Нухаев , занимавший при Джохаре Дудаеве посты начальника службы внешней разведки и вице-премьера «независимой Чечни». В качестве высокопоставленного посредника от Чечни он также проводил переговоры с Маргарет Тэтчер и Збигневым Бжезинским . Убийство, как считает следствие, стало местью Хлебникову, книга которого «Разговор с варваром», основанная на интервью с «эмиссаром независимой Ичкерии», поставила крест на политической карьере Нухаева.

Сейчас на скамье подсудимых - Дукузов и Вахаев, задержанные в октябре 2004 года в Минске и переданные России. Третий обвиняемый Фаиль Садретдинов считается помощником в организации убийства, остальные находятся в розыске.

Эту версию в своем письме и постарался опровергнуть Садретдинов. Дело в том, что среди материалов дела, по его мнению, ключевую роль играет отчет ФБР, присланный в ответ на запрос Генпрокуратуры РФ.

Несмотря на то, что Пол не распространялся о своей журналистской работе, ФБР все же удалось выяснить, что своим близким он говорил о неком "крупном и пугающем", по его словам, проекте, которым был занят. Остальные его проекты по сравнению с этим он называл «мелочью» и «детской игрой». "Члены семьи были обеспокоены и пытались отговорить Хлебникова от проведения этого расследования", – таковы цитаты из этого отчета, приведенные адвокатами Садретдинова.

Кроме того, защитники обвиняемого заявили, что упоминаемые в отчете некоторые московские чиновники и бизнесмены, которых журналист собирался вывести на чистую воду, также могли свести с ним счеты. Однако эти версии, утверждают адвокаты, проработаны не были, а внимание следователей было сосредоточено на «удобной и популярной» теме чеченского следа. «Мы считаем, что все это сделано только для одного - как можно быстрее отчитаться перед американцами о раскрытии убийства», - считает адвокат Садрутдинова Петр Сурский.

Известно, что изначально чеченский след не был основной версией убийства. Следствие до сих пор не рассказало, какие варианты разрабатывались относительно того, что могло быть мотивом убийства. Различные гипотезы выдвигали журналисты и аналитики, которые говорили о чеченском следе, крупном бизнесе, спецслужбах, друзьях и врагах Владимира Путина. Хлебников мог нажить врагов едва ли не каждым из своих журналистских изысканий.

Одна из версий сводилась к тому, что убийство Хлебникова мог заказать кто-то недовольный майским списком ста самых богатых людей России в журнале Forbes. Однако, по мнению бывшего главного редактора «Московских новостей» Евгения Киселева, эта теория распространялась в основном на почве ненависти к олигархам. Известный политолог и журналист Михаил Леонтьев высказывал мнение, что здесь замешаны те, кто заинтересован в создании негативного имиджа России за границей.

Не менее распространена версия и о том, что приказ об убийстве Хлебникова отдал Борис Березовский . Громкие разоблачения, опубликованные Хлебниковым в книге «Крестный отец Кремля», олигарх попытался опровергнуть через суд, однако, в итоге ни один факт из книги не был опровергнут.

«Единственное, что мы сделали, - рассказывал при жизни Пол Хлебников в беседе с газетой «Известия», -этопояснили, что не выдвигаем обвинений в адрес Березовского, которых, впрочем, мы и так не выдвигали. Наши утверждения, что он замешан в теневых делах, которые привели к убийству Листьева, не означают, что мы его обвиняем в том, что он это убийство заказал. Это не извинение, это просто пояснение».

Причастность беглого олигарха к смерти Хлебникова допускают и люди, близко знавшие журналиста. Главный редактор агентства «Стрингер» Елена Токарева, которую на протяжении многих лет с Хлебниковым связывали дружеские отношения, уверена, что Пол обладал очень серьезной информацией о Березовском. "У него были секретные сведения о том, каким образом тот получил политическое убежище в Лондоне, - сказала Токарева "ПРАВДЕ.Ру". - А Березовский знал, что у Пола есть эта информация, ему это не нравилось. Кроме того, Березовский имитировал покушение на самого себя. Этими данными также обладал Пол. Я точно знаю, что Пол наступил Березовскому на очень больную мозоль". В целом, как считает Токарева, Пол Хлебников стал "жертвой большой игры".

Относительно «чеченской версии» убийства, отдавая должное правосудию, Елена Токарева высказывается все же с сомнением. «Вполне вероятно, что исполнители этого убийства – это чеченцы. То есть именно убийцы, ликвидировавшие Пола. Но это просто «сервисная компания». И то, что их поймали – это правильно, наверное, это они и были. Следователи опросили около 1000 свидетелей, они проделали гигантскую работу. Но поскольку это, к сожалению, закрытый процесс, то нет возможности сравнить доказательства», - считает она.

Елена Токарева отмечает также, что Нухаев вряд ли стал бы мстить автору книги «Разговор с варваром». «В книге Пола Хлебникова, где Нухаев давал ему интервью, этот чеченец очень откровенно рассказывал о том, какой он негодяй. У меня есть ощущение, что он даже проплатил Полу эту книгу. Дело в том, что книга о Нухаеве получилась даже выгодной ему. Нухаев там очень хвалится собой и показывает, что чеченская цивилизация гораздо живучей, чем российская. Мол, «мы победим, а с вами и вашим государством мы счеты еще сведем». Для России эта книга была весьма уничижительной, хотя и называлась она «Разговор с варваром». Но варвар в данном случае оказывался сильнее, чем эллин, если под эллином подразумевать христианское общество. Я знаю, что Нухаев был доволен этой книгой, как удачным «пиаром». Он упивался своим могуществом».

Кроме того, версия о Нухаеве, как о заказчике убийства, может, по мнению Токаревой, иметь и другое объяснение. «Когда Нухаев занимался политикой Чечни, он участвовал в проекте «Кавказский общий рынок», - рассказывает журналистка. - Его целью было связать дальневосточные регионы с Западной Европой, надежно изолировав Россию от Южных государств, вроде Индии и Ирана. Российские спецслужбы пытались перевербовать Нухаева, очевидно, надавив на какие-то известные им слабые места. Его даже приглашали на конференцию в Россию. Но, по-видимому, сладить с ним не удалось, и он предпочел заниматься черным бизнесом сепаратистов. Непонятно в связи с этим, почему его нельзя было изловить и предать суду. Вместо этого его объявляют персоной нон грата, вешая на него вину, в частности, за убийство Хлебникова. Причем обвиняют громко, получается, что и предупреждают, мол, «ты сюда не суйся, иначе будет хуже»».

Однако конкретной версии о заказчиках убийства Пола Хлебникова у Токаревой также нет. «Я считаю, что причины таких убийств могут быть самыми разными, - говорит она. - Пол, как многие компроматные журналисты, нанес так много болевых уколов очень многим людям, что заказчиком мог быть каждый из них». Кроме того, журналистка напомнила, что есть и еще одна точка зрения, автором которой является аналитик Сергей Горяинов. Он предполагает, что во время интервью с Нухаевым Пол Хлебников случайно узнал некоторые сведения о причастности клана Бушей к финансированию международного терроризма. «Но эта версия очень сложная. Я сторонник простых версий. Пол кому-то серьезно «надоел» или просто не заплатил за информацию», - предполагает Елена Токарева.

Тем не менее, как считают следователи, картина убийства полностью восстановлена. Следствие – вещь специфическая. Прокуратура должна была найти убийц – она их нашла и осудит. Но не останутся ли люди, приказавшие ликвидировать неугодного журналиста, в тени? Родные и коллеги убитого журналиста подчеркивают, что дело об убийстве Пола Хлебникова может считаться закрытым только тогда, когда к уголовной ответственности будут привлечены не только исполнители, но и заказчики этого преступления.

Автор Любовь Петрухина
Любовь Петрухина — журналист, редактор выпускающий редактор Правды.Ру