Финны и венгры идут в атаку

В Москве открывается съезд общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов РФ». Его делегаты, среди которых и высокие чиновники из администраций ряда российских регионов, будут искать пути сохранения языков и культуры этих народов. Между тем Европарламент с подачи депутатов от Финляндии, Эстонии и Венгрии принял резолюцию, в которой Россию обвиняют в ущемлении национальных прав финно-угорских народов.

В качестве вопиющего примера нарушения их прав был выбран конфликт в Йошкар-Оле между членами марийских национальных организаций и администрации республики. Члены национального движения требовали, чтобы марийский язык стал обязательным предметом в местных школах, однако президент республики Марий Эл Леонид Маркелов указал, что учить или не учить язык, на котором говорит меньшинство населения, должен каждый школьник или его родители.

Тем временем в Йошкар-Оле в течение года произошло несколько случаев избиения представителей национального движения, а в августе в автокатастрофе при загадочных обстоятельствах погиб председатель финно-угорского конгресса Юрий Андуганов. Представители марийского национального движения обвинили во всём действующую власть. А «братские» финно-угорские страны Европы немедленно увидели в происходящем ущемление национальных прав марийцев, вдохновителем которого, по их мнению, является вездесущий Кремль. Не забыли они упомянуть и о «горькой участи» других финно-угорских народов России, общая численность которых достигает 3 млн. человек.

Финно-угорские народы живут на значительной части территории России. Крупнейшими из них являются имеющие свои национальные республики мордва, марийцы, удмурты, коми и карелы. Более мелкие народы – коми-пермяки, ханты и манси – имеют национальные округа. В каждом из этих образований язык «титульной» нации является официальным. При этом ни в одном из них они не составляют более трети населения. Часть из них, особенно мордва, живёт небольшими группами среди преобладающего русского населения едва ли не в большинстве регионов Европейской части России и в Западной Сибири. Есть и более мелкие народы – например, вепсы и ижорцы, практически слившиеся с русскими.

Все эти народы приходятся родственниками по языку финнам, эстонцам и венграм. В Финляндии, Эстонии и Венгрии прекрасно помнят о родстве и выделяют немалые средства на «развитие национального самосознания» вышеозначенных народов. В разных регионах страны проводятся съезды представителей этих народов, на которых неизменно присутствуют посланцы трёх стран-членов ЕС. В Финляндии уже достаточно давно работает программа, согласно которой представители финно-угорских районов России могут в упрощённом порядке получить финское гражданство или бесплатно выучить финский язык. В меньших масштабах этим же занимаются Эстония и Венгрия. Последняя снаряжает ежегодные экспедиции на историческую родину, которой считается территория Ханты-Мансийского автономного округа.

В то же время финны, эстонцы и венгры мало говорят о том, что разделяет их с финно-угорскими народами России и, наоборот, роднит последних с русскими. Большинство представителей этих народов считает русский своим родным языком, они исповедуют православие, но при этом люди помнят о своём происхождении. Они очень часто живут чересполосно с русскими, количество смешанных семей исчисляется десятками тысяч. Невозможно даже определить их точное число, поскольку критерии отнесения их к финно-угорским народам могут быть разными. Не стоит забывать и о том, что исторически многие финно-угорские племена вошли в состав русского народа.

Тем не менее Финляндию, Эстонию и Венгрию объективные препятствия не останавливают. Достаточно посмотреть на территории финно-угорских автономий, чтобы убедиться, что их в покое не оставят. В недрах Ханты-Мансийского автономного округа содержится значительная часть запасов нефти России. Республика Коми богата углём и лесом. Много леса и в Карелии, значительным промышленным потенциалом обладает Удмуртия.

Говоря о большом, можно требовать малого. Напомним, что вместе с Латвией и Японией Эстония и Финляндия имеют территориальные претензии к России. Так, Эстония оспаривает у России ряд районов Ленинградской и Псковской области, на территории одного из которых находится Псково-Печорский монастырь - святыня Русской православной церкви. В Финляндии же едва ли не половина населения выступает за передачу ей Карельского перешейка вместе с Выборгом, а также ряда районов Карелии и Мурманской области. По мнению финнов, граница с Россией должна проходить по реке Сестра – в 35 км от Петербурга.

Венгрия границы с Россией не имеет, зато она самая большая из финно-угорских стран и готова отвести себе роль лидера среди них. К тому же она оспаривает принадлежность населённых венграми районов Словакии, Румынии, Сербии и Украины (Закарпатья). И если Финляндии и Эстонии удастся чего-то добиться, она попытается «сорвать свой куш». Или наоборот, покажет «пример» северным братьям, как надо действовать, для чего может использовать свои близкие отношения с крупнейшей страной ЕС – Германией. Кстати, в последней требования о возвращении ей Калининградской области звучат не только от представителей маргинальных кругов, но и из уст депутатов от ХДС/ХСС.

Иван Шмелев

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить