Последний рейс "Императрицы"

Из блокнота корреспондента ИТАР-ТАСС в Оттаве Бориса Грушина

Есть трагедии, которые помнит и продолжает оплакивать весь мир. Например, "Титаник" - 1503 погибших. А есть беды сопоставимого масштаба, о которых мало кто знает. Об одной из таких безвестных трагедий мы хотим рассказать сегодня, в канун 90-й годовщины со дня гибели судна, которое называли "канадским "Титаником". Рассказывают, что 28 мая 1914 года, перед выходом в плавание "Эмпресс оф Айрленд", с лайнера сбежала на берег кошка, жившая на нем уже два года. Один из стюардов вернул ее на борт, но полосатая Эмма вскоре вновь оказалась на пристани. Моряки суеверны. Некоторые верят, что животное непостижимым образом предчувствовало приближение трагедии.

В роковой рейс "Эмпресс оф Айрленд" ("Императрица Ирландии") отправилась точно по расписанию — швартовые были отданы в 4 часа 30 минут пополудни. Когда судно отходило от причальной стенки квебекского порта, стояла хорошая погода, светило солнце, видимость была отличной.

Этот океанский лайнер являлся гордостью компании "Кэнэдиан пасифик". Построенный за 375 тысяч фунтов стерлингов на верфи Гован близ Глазго в Шотландии, он был спущен на воду 27 января 1906 года. В течение восьми лет корабль при открытой навигации по Святому Лаврентию совершал 6-дневные трансатлантические переходы между британским Ливерпулем и Квебеком. В зимние же месяцы, когда реку сковывал лед, он шел из Англии в Сент-Джон (канадская провинция Нью-Брансуик) и оттуда же возвращался в Ливерпуль.

Рейс, историю которого мы пытаемся воссоздать, для "Эмпресс оф Айрленд" был 96-м по счету вояжем через Атлантику и первым в новом летнем сезоне. Для лайнера и большинства находившихся на нем людей он оказался и последним...

Пятипалубный корабль имел водоизмещение 20 тысяч тонн, длина его составляла 172 метра, ширина — 20. Паровая машина мощностью 18 500 лошадиных сил позволяла развивать скорость 20 узлов (37 километров в час). У "Эмпресс оф Айрленд" никогда не случалось неприятных встреч с айсбергами, и судно имело отличную репутацию.

На борту отправившегося в плавание судна находились 420 членов экипажа и 1057 пассажиров. 87 из них разместились в каютах первого класса, 253 — второго и 717 — третьего. Это был как бы социальный срез тогдашнего общества. Одну из кают первого класса занял член палаты лордов британского парламента сэр Генри Ситон-Кэрр, известный путешественник, охотник и писатель. В соседней каюте устроилась чета Ирвингов. Лоренс Ирвинг, сын выдающегося английского актера Генри Ирвинга.

Где-то рядом находилась каюта Этель Патон, жены одного из богатейших канадских мануфактурщиков и "королевы" шербрукской аристократии.

Во втором классе разместилась канадская делегация благотворительной организации "Армия спасения" во главе с ее предводителем Дэвидом Ризом, который взял с собой в Англию жену и трех детей.

Каюты третьего класса заполнила разномастная и разноязычная публика, принадлежавшая к небогатым и бедным сословиям. Некоторые, не найдя счастья в Новом Свете, навсегда возвращались обратно в Европу, другие отправлялись навестить родственников. Большинство детей, находившихся на "Эмпресс оф Айрленд", были именно здесь, в каютах нижних палуб.

Знаменитостью среди рабочего люда был Фрэнк Тауэр. Два года назад он чудом пережил гибель "Титаника", на котором работал смазчиком в машинном отделении. Драматическая судьба Фрэнка на частном примере опровергает расхожее утверждение, будто в одну воронку снаряды дважды не попадают.

Капитаном корабля был 39-летний Генри Кендалл. Шли вторые сутки плавания. 29 мая, в пятницу, в 1.30 ночи неподалеку от городка Римуски, находящегося в 12 милях от Пуант-о-Пэр, от борта "Эмпресс оф Айрленд" отошло лоцманское судно "Юрека", на которое по трапу спустился лоцман. Выполнив поворот, лайнер набрал скорость 18 узлов. Практически все пассажиры, переполненные впечатлениями минувшего дня, спали в своих каютах. Погода между тем начинала портиться, заметно похолодало, "Эмпресс оф Айрленд" то и дело попадал в сгустки обычного для этих мест тумана. Капитан Кендалл находился на мостике, когда впередсмотрящий матрос сообщил, что справа по курсу видны огни какого-то парохода. Это было норвежское судно для перевозки угля "Стурстад", водоизмещением 6 тысяч тонн, следовавшее вверх по реке в Монреаль. В тот момент оно находилось примерно в 6 милях от корабля Кендалла.

Через несколько минут лайнер окутал плотный, непроницаемый туман. На углевозе вахту в это время нес старший помощник Альфред Тофтенес, имевший указание вызвать капитана на мостик в случае ухудшения видимости. Он выполнил инструкцию, сообщив по переговорной трубе в каюту капитана Томаса Андерсона, что огни мыса Пуант-о-Пэр скрываются за туманом. Однако Тофтенес запоздал — туман уже опустился и на "Стурстад". К тому же он не сообщил, что невдалеке видны огни крупного корабля.

Тем временем капитан Кендалл отдал распоряжение остановить свое судно. В 1.50 минут лайнер замер в тумане. Несколькими минутами позже моряки, находившиеся в рубке, внезапно увидели совсем рядом, примерно в 100 метрах, огни надвигавшегося судна. Кендалл сразу же положил руль на левый борт и выкрикнул: "Полный вперед!" В это же время на "Стурстаде" капитан Андерсон, поднявшийся в рубку, неожиданно для себя увидел громаду океанского лайнера. Он попытался дать машинам полный задний ход. Но было слишком поздно...

В 1.55 прямой форштевень, носовая оконечность "Стурстада", упрочненная для плавания во льдах, ударила под углом 35 градусов в борт "Эмпресс оф Айрленд" и вошла в ее корпус почти на 5 метров. Удар пришелся на участок в четырех метрах от водонепроницаемой переборки, разделявшей котельное отделение на два отсека. Подводная часть форштевня вошла в угольную яму парохода, а верхняя — сокрушила каюты второго класса, раздавив несколько пассажиров.

Схватив рупор, Кендалл прокричал в сторону "Стурстада", чтобы на углевозе дали пар на полный вперед. Это позволило бы хоть на какое-то время удержать пробоину закрытой: судно-таран могло выполнять роль гигантской затычки.

Однако капитан Андерсон уже не мог ничего сделать: машины его корабля работали на задний ход, и "Стурстад" со скрежетом начал отходить от борта пробитого лайнера. В открывшуюся огромную рваную рану площадью почти 30 квадратных метров устремился мощный поток. С каждой секундой разорванное чрево поглощало около 300 тонн воды.

Через несколько минут после удара вышла из строя динамо-машина, поэтому пассажирам нужно было искать спасения практически во тьме. Позже определили, что из 717 пассажиров нижних палуб около 600 человек так и не смогли выбраться наверх из лабиринтов многочисленных проходов.

Капитан Кендалл, по свидетельствам очевидцев, не потерял мужества и предпринял все возможное для спасения людей, среди которых было 310 женщин и 138 детей. Он принял решение попробовать посадить "Эмпресс оф Айрленд" на мель, однако старший механик сообщил, что машинное отделение заливает водой и пробит паропровод правого двигателя. После этого Кендалл отдал команду: "Приготовиться покинуть судно" и побежал на правый борт шлюпочной палубы, чтобы лично руководить спуском на воду спасательных шлюпок.

Из недавней (прошло всего два года) гибели "Титаника", на котором по преступной беспечности не хватило спасательных лодок для 2206 человек, был извлечен урок. На "Эмпресс оф Айрленд" было 36 шлюпок, рассчитанных на 1860 человек, шесть спасательных плотов, а также 2200 спасательных жилетов. Однако проржавевшие крепления и быстро увеличивающийся крен судна не дали возможности вовремя спустить на воду большинство гребных лодок. Благополучно удалось спустить на воду всего шесть шлюпок.

Начальник судовой радиостанции Рональд Фергюсон по приказу капитана уже передавал сигнал "SOS". Его приняли на мысе Пуант-о-Пэр, находившемся в двух милях от гибнущего судна. Оттуда на помощь поспешила лоцманская "Юрека", а из порта Римуски — кабельное судно "Леди Эвелин". Норвежский "Стурстад", успевший удалиться от места катастрофы примерно на милю, не имел радио и потому не мог принять сигнал бедствия. Однако на нем слышали крики людей и гудок гибнущего лайнера. Углевоз сам получил сильное повреждение носовой части, однако переборка держала воду. Капитан Андерсон приказал спустить все четыре имевшиеся на борту шлюпки и идти на помощь. Увы, лишь немногие из пассажиров "Эмпресс оф Айрленд" смогли попасть в спасательные лодки.

Судьба тех, кто еще оставался на судне, была предрешена мощным взрывом паровых котлов. Десятки людей были обожжены паром, другие получили ранения от разлетавшихся в стороны частей корабля и оказались в ледяной воде, температура которой была 5 градусов по Цельсию. Капитан Кендалл также был выброшен взрывом с борта тонущего лайнера. Позже его и радиста Фергюсона подобрала одна из шлюпок. Высадив на "Стурстад" спасенных, Кендалл отправился на поиски тех, кто мог быть еще жив. Спешившие на помощь "Юрека" и "Леди Эвелин" прибыли на место трагедии слишком поздно, уже после того, как пароход ушел под воду.

К 2 часам 10 минутам ночи "Эмпресс оф Айрленд" затонул. После столкновения лайнер продержался на плаву чуть больше 14 минут. Из 1477 человек, находившихся на его борту, погибли 1012, в том числе 840 пассажиров и 172 члена экипажа. Спасти удалось 465 человек. Из детей крушение пережили лишь четверо.

Через два дня поднятые из воды тела погибших доставили на пароходе в Квебек. Десять тысяч человек в скорбном молчании наблюдали за тем, как моряки выгружали один за другим 188 гробов, точнее, ящиков из досок, наспех сколоченных жителями городка Римуски. Канадские власти наложили арест на "Стурстад". Опасаясь гнева канадцев, капитан Андерсон вынужден был просить полицию обеспечить ему личную безопасность.

Расследованием обстоятельств, приведших к трагедии, руководил лорд Мерсий, председательствовавший и в судебном разбирательстве по делу о гибели "Титаника". Давая показания в суде, оба капитана фактически возложили ответственность за катастрофу друг на друга. В 612-страничном протоколе зафиксированы и показания 59 свидетелей.

После бурных выступлений 16 июня 1914 года в Квебеке подвели итоги: виновником трагедии был признан "Стурстад", старший помощник капитана этого корабля был лишен судоводительских прав на два года. Было также указано на излишнюю предосторожность капитана Кендалла, который, остановив свое судно, мог увеличить вероятность столкновения. Норвежские власти в лице генерального консульства Норвегии в Монреале предприняли собственное расследование, по итогам которого вся вина была возложена на капитана "Эмпресс оф Айрленд".

Через 63 дня после гибели "Императрицы Ирландии" в Европе разразилась Первая мировая война. Кровь, лившаяся на фронтах (10 миллионов убитых), отодвинула в сознании людей трагедию "Эмпресс оф Айрленд" на дальний план. Кендалл прожил долгую жизнь: скончался в Англии в 1965 году в возрасте 91 года.

Первая операция по обследованию затонувшего в четырех километрах от берега и лежавшего на глубине 40,5 метра судна "Эмпресс оф Айрленд" была проведена в июле 1914 года. Удалось поднять еще несколько тел погибших. Однако, как предполагается, останки более 700 человек остались в чреве парохода. Тогда же на поверхность была извлечена основная часть находившихся на лайнере почтовых отправлений, деньги и серебро. Во время проведения этой операции погиб один из водолазов, пополнив трагический список жертв кораблекрушения. 30 апреля 1998 года место гибели лайнера правительством провинции Квебек было объявлено историческим памятником, о чем напоминает специально установленный буй. С того же времени запрещено поднимать обломки и любые вещи с "Эмпресс оф Айрленд". Однако водолазы-любители за предшествующие годы успели собрать с погибшего корабля немало реликвий.

ИТАР-ТАСС

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить