Курды празднуют победу

Как и ожидалось, победу на выборах в Ираке одержали шиитские и курдские партии. Именно шииты и курды больше всего пострадали от режима Саддама Хусейна. Но результат Объединенного шиитского альянса — 48 процентов голосов — оказался для многих неожиданным. В том числе для самих политиков, поддержанных шиитским духовенством. Чтобы контролировать 275-местную Национальную ассамблею, требуется две трети голосов. Поэтому сразу после выборов начнется закулисный торг, в результате которого иракцам предложат новое коалиционное правительство.

Члены шиитского альянса до выборов рассчитывали на то, что сами будут формировать правительство и решать, кого из соперников по выборам в него приглашать, а кого оставить за бортом. Окончательные результаты голосования спутали им все карты. За альянс, согласно официальным результатам, проголосовали более четырех миллионов иракцев. По мере того, как в воскресенье оглашали окончательные результаты голосования, шиитские лидеры "отыгрывали назад", забывая о тех грандиозных ожиданиях, что были у них накануне выборов.

Кто действительно радовался результатам голосования, так это курды. Альянс Курдистана, коалиция двух курдских партий, занял второе место с более чем двумя миллионами голосов. Список Айада Алави, нынешнего временного иракского премьера, получил третье место — около 14 процентов, более миллиона голосов.

Как подтвердила избирательная комиссия, явка составила 60 процентов голосов, но в некоторых районах страны, как, например, в провинции Анбар, одном из оплотов суннитского сопротивления, куда входят Рамади и Фаллуджа, явка составила лишь два процента. Как вовлечь суннитов в большую политику, тем самым, сокращая очаги сопротивления в стране, — одна из задач нового правительства. Хотя самый простой способ — пригласить в правительство самих суннитов. Если это и произойдет, то также в ходе закулисных переговоров.

Пока еще неизвестно, когда соберется сама Национальная ассамблея, которая должна будет разрабатывать новую конституцию страны. Но сначала новый парламент изберет президента и двух вице-президентов (для этого потребуется две трети голосов членов ассамблеи, так что торг уместен). Пока на должность президента претендует курдский лидер Джалал Талабани. Шииты раздумывают. Президент и два его заместителя назовут имя премьер-министра, но его также будет утверждать Национальная ассамблея.

Относительно малый процент голосов, который получил Шиитский альянс, объяснит очень скоро, почему в Ираке будет слабое правительство. Слабость, эта, правда, тоже относительна — если бы шииты доминировали в парламенте, как "Единая Россия" в Государственной думе, стабильности бы от этого в Ираке не прибавилось. И, возможно, многие суннитские политики теперь задумались о том, а не стоило ли им принять участие в выборах — судя по нынешнему раскладу, могли получить неплохой результат. Другое дело, что за этих политиков решали лидеры сопротивления. Им-то уж никакой результат на пользу бы не пошел.

Комментируя итоги выборов, многие обозреватели на Западе считают, что слабое иракское правительство не сможет провести какие-то кардинальные изменения. В частности, ислам не сможет занять центральное место в жизни общества, на что, вероятно, рассчитывали лидеры Объединенного шиитского альянса. New York Times отмечает, что альянсу противостояли сразу несколько небольших партий, в основном светского толка. В ходе торга по поводу нового правительства Альянсу придется договариваться именно с этими партиями, которые выступают против усиления роли ислама в жизни страны, и с курдами, мечтающими о независимости. Результат, вполне устраивающий американцев.

Вопрос о роли ислама будет одним из основных и при разработке новой конституции Ирака. Проект ее должна принять сначала Национальная ассамблея, а затем он будет вынесен (предположительно в конце года) на всенародное голосование.

Результаты выборов, в ходе которых курды получили больше четверти мест в ассамблее, дали возможность их лидерам занять очень выгодную позицию в ходе формирования нового правительства. Курды — одни из самых верных союзников США в Ираке, а их лидеры — сторонники нерелигиозного правления. Как заметила New York Times, в обмен на свое сотрудничество курды будут настаивать на более светском правительстве и уступках по этнически разделенному городу Киркуку, который курдские лидеры хотели бы взять под свое региональное управление. Курдские политики почувствовали себя после выборов настолько сильными, что намерены настаивать, чтобы именно курд стал президентом Ирака.

Разделенная Национальная ассамблея — хорошее основание для Соединенных Штатов, чтобы и дальше оставаться в роли "независимого арбитра", притом, что сейчас в Ираке находятся 150 тысяч американских военнослужащих.

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *