Лето Господне 2003-е: взгляд с острова

Интервью священника Эндрью Филлипса,
настоятеля храма Св. Феликса и мч. Эдмунда в Феликстоу (Восточная Англия), редактора и издателя журнала «Православная Англия»

 

Вопрос : Чем запомнился минувший год?

Ответ : Мы видели и радость, и печаль. В марте, к примеру, мы встречали у себя в храме чудотворную Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы, а летом провожали в последний путь наших долголетних прихожан.

Вопрос : Какие работы вы планируете на ближайшее будущее?

Ответ : Из больших проектов прежде всего надо взяться за постройку колокольни.

Вопрос : Какой она будет?

Ответ : Нужно, чтоб облик колокольни отражал во-первых английскую почву, на которой мы находимся, и во-вторых наш состав.  Среди наших прихожан ─ представители семи наций, не говоря уж о гостях со всех концов планеты. 

Мы бы хотели взять за образец колокольню церкви Пророка Илии в городе Помазатин в Косове, недавно сожженную мусульманскими фанатиками при спокойном попустительстве НАТОвских, в том числе и британских, войск.  Ее архитектура во многом напоминала английские церкви времен до норманнского вторжения.  Думаю, правильно будет построить здесь такую же колокольню как памятник распятому Косовскому краю и распятой Православной Англии.

Вопрос : Вы сказали про похороны.  Значит, ваш приход совсем не растет?

Ответ : Растет, но медленно.  За год к нам присоединилось несколько человек, православные иммигранты из Восточной Европы.

Вопрос: А новообращенные?

Ответ : Новообращенных у нас не было вот уже несколько лет.  Последней была моя мать ─ упокой, Господи, ее душу.

Вопрос : Но вы хотели бы, чтоб обращений было больше, не так ли?

Ответ :  Людей нельзя толкать к Православию.  Наше дело ─ исполнять Божию волю, а не фантазировать. 

Мне приходилось встречать немало обращенных в ту или иную веру.  Как правило это был результат эмоционального порыва; затем эмоции гаснут, и новообращенный уходит прочь.  В Лондоне есть церковь, где людей принимают в Православие буквально за неделю ─ но большинство принятых остаются не дольше двух-трех месяцев…  Таким порядком мы бы могли «обратить» немало народу, да что толку?   Они придут и уйдут.  У нас для приема в Православие требуется хотя бы год регулярного посещения церковной службы.

  Вопрос : Вы, похоже, не очень-то жалуете новообращенных?...

Ответ :  Пожалуй, что и не очень!  Сам Спаситель говорил про книжников и фарисеев, которые обходят море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного, а потом делают его сыном геенны. К сожалению, среди обращенных немало таких, кто даже за долгие годы так и не воспринял духа Святого Православия; кто, подобно тем фарисеям, беспрестанно толкует про «миссии» и «обращение инославных», кто механически цитирует церковные каноны без малейшего понятия о сути дела, о существе православной жизни, ─ как они цитировали Евангелие у себя в протестантских сектах до прихода в Церковь…

 Нет, мы трудимся не ради чьего-то «обращения»: мы трудимся ради истинной веры.

Вопрос : Но вы ведь и сами были обращены в Православие?

Ответ :  Да, когда-то давно. Но внутри я ощущаю, словно я всю жизнь был православным.  Если за два-три года у человека не выветрилось умонастроение «новообращенного», с ним далеко не все в порядке.  Необходимо слиться с Церковью еще до крещения или миропомазания: тогда «обращение» быстро остается позади, и вы действительно становитесь православным.  Православие нельзя назвать моим вторым «Я» : это мое первое «Я» .

Вопрос : Бывает ли у вас отдельный чин оглашения для принимаемых в Православие?

Ответ :  Нет, не бывает.  Этот чин распространен у старостильных греков, а мы ─ Русская Церковь. 

Вопрос : Ну и что же?

Ответ :  Меня, откровенно говоря, изумляют подобные вопросы.  Как-то меня тут спрашивали, в каком облачении я служу ─ в русском или в греческом… Если я уже 30 лет священник Русской Церкви, то с какой стати у меня будут греческие облачения?  Я ничего против них не имею, но они греческие, а не русские!

Надо быть верным своей Поместной Церкви, ее правилам и обычаям, принимать их без всякой примеси собственных фантазий и домыслов.  Если вам нужны греческие облачения, греческие песнопения, греческие обычаи, ступайте в Греческую Церковь.  Так же и греки должны держаться своего.  А я не знал и не знаю никакой другой Церкви, кроме Русской, и не могу быть никем другим.

Вопрос : Бывают ли у вас в храме посетители?

Ответ :  Да, и немало.  Но большинство приходит лишь один раз и больше не появляется.  Это просто любопытные, туристы, а также ищущие, кому бы пожаловаться на своего священника или на какую-нибудь религиозную группу в целом.  Многие звонят по телефону, спрашивают, как до нас добраться, ─ и так и не появляются.

Я начинаю относиться к гостям всерьез как минимум после третьего визита.  Понимаю и разделяю их недовольство нынешним состоянием Англиканской или любой другой церкви, но чем я могу им помочь? Если они не ходят в храм на службу, значит, Православие им не нужно…  Читать православные книги и не ходить в церковь ─ без толку. Я пытаюсь направить их по конструктивному пути, подсказать какое-нибудь реальное дело.  Как говорит пословица, «Лучше зажечь одну свечу, чем сто раз проклясть темноту». Я и сам так смотрю на мир.

Вопрос : Не думаете ли вы о введении Западного обряда?

Ответ :  Интересно; меня то и дело об этом спрашивают, а я даже толком не знаю, что это за Западный обряд!  Ни я, ни жена, ни дети не знакомы ни с какой другой Церковью, кроме Русской.  Недавно, к примеру, нас пригласили в Ипсвич на англиканский церковный праздник.  Мы видели там много интересного, но, по правде говоря, мне казалось, что я с луны свалился: все было совершенно чужим и незнакомым…

В любом случае, вопрос о том или ином обряде в Православной Церкви решают епископы, и мне бы в голову не пришло самому вводить какие бы то ни было новшества.  Но я не понимаю, кого может не устраивать наш нынешний обряд, и в чем ему не хватает «западности».  Думаю, что те, кто недоволен «восточным характером» Православия, попросту ищет оправданий своему безверию.  (Т. наз. «Западный обряд» вводился в середине прошлого века специально для римо-католических и англиканских монашеских общин, принимающих Православие; с тех пор этот лозунг приобрел популярность среди самосвятов и мошенников. – Пер.)

Вопрос : На каком языке вы ведете службу?

Ответ:   На английском. И в этом есть, конечно, глубокий смысл: язык объединяет верующих разных стран и народов в почитании двух наших великих святых ─ святителя Феликса (VII в.) и короля-мученика Эдмунда (IX в.)

Однако времена меняются, и перемены в языке тоже не исключены. У нас становится все больше иностранцев.  Допустим, появится много русских: тогда придется служить хотя бы наполовину по-церковнославянски и проповедовать на двух языках.  Ведь священник обязан заботиться о своих людях.

Вопрос : Что еще вы можете сказать о нынешнем времени перемен?

Ответ : Прошедший год был особенным годом для обеих частей Русской Церкви ─ Московской и Зарубежной, ─ а она включает в себя большинство православных верующих всего мира.

Вопрос : Разскажите, пожалуйста, подробнее о Зарубежной Церкви, к которой вы принадлежите.

Ответ : Как вам должно быть известно, в конце 2001 года митрополит Виталий в возрасте 91 года ушел на покой.  Он был болен последние шесть лет, страдая от потери памяти и других связанных с возрастом недугов.

Вслед за тем от Церкви откололись две небольшие группы.  Во-первых, ушло несколько человек зарубежного духовенства и мирян, включая бывшего епископа, которого Синод еще ранее лишил сана. Они не желали ничего знать о падении большевизма и освобождении Церкви в России; их целью было превратить Зарубежную Церковь в некую фанатическую секту или закрытый русский клуб, и потерпев неудачу, они ушли прочь.  С тех пор они прокляли всех остальных православных, в особенности нас, и теперь считают себя единственной Православной Церковью на Земле.  «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно», ─ тем более что почти со всеми у них я лично знаком.

Далее, группа верующих в России, которая в ожидании нормализации церковной жизни находилась в канонической зависимости от Зарубежной Церкви, также оставила нас, но не возвратилась к Московской Патриархии.  Сначала эта группа была вместе с предыдущей, но затем образовала отдельную секту со своими собственными «епископами».

Надо сказать, что это напоминает события в Греческой Церкви: там в результате введения Нового стиля образовались старостильные «юрисдикции», которые  продолжают дробиться и проклинать весь мир и друг друга (сейчас их, кажется, 14). То же самое происходит и в России среди тех, кто променял Православие на фарисейство, невежество, подозрительность и злобу.  Лидер одной из таких сект в Суздале, давно низложенный бывший епископ Валентин (Русанцев), печально знаменитый своими «подвигами» по растлению малолетних, наконец-то отправлен за решетку на четыре года.

Вопрос: Как все это сказалось на состоянии Зарубежной Церкви?

Ответ : Не так уж плохо.  По крайней мере некоторые в зарубежной части Русской Церкви стали возвращаться к позабытым было православным корням.  Еще с 60-х годов прошлого века, когда в нашу среду были допущены антицерковные элементы (как бывший архим. Пантелеймон Метропулос и его секта, именующая себя «Преображенским монастырем» в Бруклайне, шт. Массачузеттс; ушли из Церкви в 1986 г. – пер.) , у нас тоже стали развиваться фарисейские, сектантские настроения, особенно среди новообращенных в Православие.  Кое-кто из них долгие годы отравлял воздух своим высокомерием и злобой.  А сегодня, слава Богу, они либо оставили Церковь, либо на глазах теряют влияние.

Вопрос : А что происходит между тем в большей части Русской Церкви, в Московской Патриархии?

Ответ : И там тоже эпохальные перемены.  Прежде всего, Церковь в России свободна вот уже больше десяти лет: это позволило ей обновиться и физически, и духовно.  Сегодня здесь действует более восемнадцати тысяч приходов, и, что особенно важно, сотни монастырей.  Все больше и больше становится молодых священников и епископов, не отягощенных печальным наследием прошлых лет. Тысячи храмов возстанавливаются из руин, строятся заново…  Обо всем этом «свободная пресса» на Западе хранит гробовое молчание.

Однако еще важнее духовные события ─ канонизация Новых Российских Мучеников и Исповедников ХХ века, прославленных Зарубежной Церковью двадцать лет назад, а также осуждение сотрудничества с анти-христианской властью и компромиссов с другими религиями (еретического экуменизма).  Прославление Новомучеников ─ настоящее чудо Божие, важнейший шаг по пути духовного возрождения России.  Православные люди молились об этом с 1917 года… Вы представить себе не можете, какой это для меня источник радости!

Вопрос : Однако имеет ли все это к вам прямое касательство?  Вы ведь здесь, в Англии, в Феликстоу, и русских у вас почти нет…

Ответ : Надо учитывать, что за налаживанием церковной жизни в России следуют перемены к лучшему и за рубежом.  А это уже напрямую касается нас.  За последние годы Патриархия разрешила долголетние конфликты со своими бывшими епископами в Париже и Вене.  На Корсунскую кафедру в Париже возведен превосходный епископ, преосв. Иннокентий, и жизнеспособные элементы уже покидают Константинопольскую юрисдикцию с ее масонскими корнями и возвращаются в Русскую Церковь.

А за истекший год приходы Московской Патриархии были открыты или обновлены в Риме, Мадриде, Барселоне, Лиссабоне, Рейкьявике, Дублине, на Филиппинах, в Китае, Вьетнаме и Корее, ─  причем список продолжает расти.

Вопрос: Ну, а в какой мере влияет эти факты на ваш приход Русской Зарубежной Церкви?

Ответ : В очень большой мере!  Сорок лет подряд Православие на Британских островах страдало от вопиющего безпорядка и безобразий.  В результате немало священно­служителей и мирян вынуждены были даже покинуть страну. Наконец-то, в прошедшем году Московская Патриархия приняла первые меры к наведению порядка в своей юрисдикции.  К сожалению, впрочем, дело пока не пошло на лад, потому что назначенному сюда молодому епископу не хватает осторожности и опыта пастырской работы за рубежами России.

Вопрос : Значит, его приезд не принес облегчения?

Ответ : Да, в каком-то смысле ситуация только обострилась.   Но с другой стороны она заметно улучшилась, поскольку у Московской Патриархии теперь есть вторая, параллельная юрисдикция ─ ставропигиальные приходы в Дублине и Манчестере.  Священнослужители этих приходов знают и любят Русскую Церковь; они хранят ей верность, не пытаясь подорвать ее изнутри переходом на латинский календарь и модернистскими вывертами вроде кремации трупов, духовенства в «собачьих ошейниках», женщин в брюках с непокрытыми головами, св. Причастия без исповеди, причащения инославных верующих и упорствующих грешников, и тому подобного.

Это значит, Русская Церковь на Британских островах тоже вышла на путь возрождения.  Могу назвать по крайней мере четыре прихода, полностью верных русскому Православию: это упомянутые церкви в Дублине и Манчестере, Успенская церковь на Гарвард Роуд в Лондоне, и наша.

Вопрос : Но ведь даже эти четыре прихода ─ в разных юрисдикциях, Московской и Зарубежной. 

Ответ : Ну и что же?  Духовно мы едины. Об этом свидетельствуем не только мы, но и гости из России, которые приходят к нам, не в силах вынести безобразий, творящихся в некоторых храмах Московской юрисдикции.  Последним был известный московский священник, о. Артемий Владимиров.  Он своими глазами увидел все то, что нам было известно уже долгие годы.

Вопрос : Если так, то почему же Зарубежная Церковь до сих пор не объединилась с Московской Патриархией?

Ответ: Потому что процесс объединения идет не сверху вниз, а снизу вверх, как и тому и следует быть.  Административные меры, как в Святой Земле пару лет тому назад, ничего кроме вреда не принесли. Русскую Церковь объединяет не указ епископов, не формальное соглашение, а общая любовь верующих людей к Святой Церкви, общее дело ее возрождения. 

Вопрос : Есть ли основания для такого оптимизма?

Ответ : Разумеется.  Какие бы трудности ни ждали нас впереди, какие бы засады ни устраивал нам сатана, все происходящее сегодня ─ это исполнение наших самых заветных и дерзостных молитв…  Возрождение Русской Церкви повлечет за собой возрождение других Поместных Церквей на Балканах.  Я надеюсь, например, что через несколько лет они начнут возвращаться к православному календарю ─ Старому стилю.

В ХХ веке Русская Церковь была распята на Голгофе, снята с Креста, оказалась в гробу и спустилась в преисподнюю.  На заре XXI века мы становимся свидетелями ее воскресения.

Вопрос : Почему это произошло?

Ответ : Без сомнения, по молитвам Святых Российских Новомучеников и Исповедников, чей голос соединяется с голосом Святых этой страны, которых мы любим и почитаем.  Только общее предстательство новых и древних святых открывает нам путь к победе и вечному спасению.

Спасибо, отче .

 

Перевод с английского иеродиакона Макария

/Публикуется в сокращении/

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить