Храбрость и позор олигархов

Вчера представители крупного бизнеса на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству устроили что-то вроде перепалки. Такой вывод можно сделать из сообщений СМИ. Однако — удивительно! — каждое крупное издание, представители которого присутствовали на Совете давало, свою трактовку событий. Если обратить внимание, то в сообщениях прессы порою разнятся даже диалоги выступавших. Из-за этого жонглирования словами и фактами тяжело сделать однозначный вывод о том, в какой обстановке происходило обсуждение. Одно ясно — оно было острым.

Началось все с представлением министром экономического развития Германом Грефом подготовленной его министерством программы проект правительственной среднесрочной программы на ближайшие три года. Как передает "Коммерсант", Греф сообщил, что "главный вектор этого документа — снижение вмешательства государства в эффективные бизнес-процессы". При этом в программе ни слова не говорится об удвоении ВВП. Герман Греф подчеркнул, что в его программе самое главное — это прежде всего институциональные реформы, а вовсе не удвоение ВВП. Рост как раз и "тормозится замедлением реформ, а также недоверием между бизнесом и властью". Напомним, что отрицание возможности в обозримой перспективе подтянуть рост ВВП до уровня, позволяющего его увеличить в два раза к 2015 году, стало частью позиции Грефа.

Однако представителей крупного бизнеса программа интересовала мало. Заседание было использовано, как площадка для предъявления новой порции претензий к власти.

Суть претензий олигархов все та же, что во все последние годы — они хотят четких правил игры. Причем таких правил, чтобы с "чистого листа". Как заявил на заседании Юрий Карапачинский, глава " Агромашхолдинга " (его слова приводят "Ведомости"): "Давайте объявим две амнистии — одну налоговую, а другую приватизационную!". Иными словами, крупный бизнес хочет работать, не беспокоясь о том, что все украденное или приватизированное имущество, также те средства, которые были утаены от налоговиков или сэкономлены с помощью "дыр" в законодательстве, будут возвращены государству.

А говоря о программе МЭРТ, Чубайс , в частности, сказал, что она замечательна, но не даст никакого эффекта. "Я понимаю, конечно, что сейчас государство делится с бизнесом своими планами, чтобы на их основе бизнес принимал решения. Но что вообще происходит в отношении бизнеса и государства. Это вопрос доверия. Оно может упасть в разы", — цитирует слова Чубайса "Время новостей". Чубайс задал залу вопрос: у кого есть налоговые претензии за 2001год? Как сообщают некоторые издания, Чубайс даже добавил, что с претензиями за прошлые года столкнулась треть присутствующих. Тем самым Чубайс , по его же словам, хотел продемонстрировать, что его коллеги думают не столько о программе, сколько, как в старой доброй рекламе МНС, о налоговых претензиях, которые превышаютвсе их годовые отчетности.

Последовавший диалог Михаила Фрадкова и Чубайса СМИ трактуют по-разному. Для сравнения мы дадим точные цитаты с газетных полос. Вот, например, версия "Коммерсанта": "Так что, вам не до стратегии? Чего вы хотите? Пояснений в программе или моих заверений?", — воскликнул премьер. "Действий!" - отрезал Анатолий Чубайс. "А я бы тоже хотел иметь дело только с честным бизнесом",- нашелся премьер.

Газета "Время новостей" представила Фрадкова чем-то вроде добродушного шута. По версии газеты, Михаил Фрадков начал добродушно расспрашивать г-на Чубайса про то, каким способом лучше справиться с кризисом доверия. На что главный электроэнергетик страны посоветовал восстановить нормальную ситуацию — поднять капитализацию фондового рынка с нуля обратно вверх и вернуть инвестиции в Россию. Неконкретность г-на Чубайса расстроила г-на Фрадкова. Он поинтересовался: "От кого должны прозвучать эти заявления, гарантии собственности?" Глава РАО "ЕЭС", уже было вернувшийся на свое место, буквально прокричал: "Никакие высказывания ни на что не повлияют. Нужны действия!" Г-н Фрадков не отступал: "Чьи действия?"

Cвой взгляд на происходившее есть и у газеты "Ведомости". Издание цитирует следующий вариант ответа Фрадкова: "То есть стратегия не убеждает, убеждают действия государства, которые идут вразрез?" - поинтересовался премьер. Не "идут вразрез", а убеждают в худшем, уточнил Чубайс. Впрочем, еще не поздно все еще можно изменить, обнадежил он.

С репликой главы "Северстали" Алексея Мордашова проще — ее смысл сохранен во всех источниках. Он заявил о необходимости судебной реформы, большей публичности и доступности к решениям судов, а также переаттестации судей.

По версии "Коммерсанта", Фрадков на это уже никак не отреагировал, а заседание закончилось выше упомянутой репликой Юрия Карапачинского о двух амнистиях для бизнеса. Возможно, это короткое, но емкое предложение значило для бизнеса значительно больше, чем все сказанное на заседании.

Сравнивая вчерашнее заседание Совета по конкурентоспособности с прошлыми громкими "посиделками" олигархов, в том числе под эгидой РСПП , можно предположить, что смелость бизнесменов в своих высказываниях прямо связана с отсутствием на собрании Президента Путина. На ноябрьском съезде РСПП в 2003 году, когда крупный бизнес только-только испытал шок в связи арестом главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского, олигархи озвучивали развитие страны и отношение власти и бизнеса в самых радужных тонах. Многие приветствовали "отказ государства от силовых мер в решении экономических задач", "страна по-прежнему ориентируется на рыночную экономику", а "диалог между властью идет абсолютно нормальный и конструктивный".

Вчера же говорили о страхе и требовали амнистии. Пока их еще никто не осудил.