В Багдаде не все спокойно

Что происходит в стране, в которой за один день взрываются машины, нацеленные на военный конвой, здание местной администрации, полицейский участок и на многие другие объекты? В этой стране полным ходом идет подготовка к выборам в национальную ассамблею. Они состоятся уже в это воскресенье. Многие не только в Ираке, но и в мире считают, что это будут "первые настоящие" выборы за последние годы.

За три дня до этих выборов в Самарре, входящей в "суннитский треугольник", повстанцы взорвали школьное здание, подготовленное для проведения выборов. В городе были атакованы еще пять избирательных участков. В Рамади к западу от Багдада боевики напали на четыре избирательных участка, размещенных в школах. Одна из них была разрушена.

Большинство кандидатов, участвующих в выборах, серьезно напуганы. Поэтому их имена держатся в секрете. Так же, как неизвестно, где многие избирательные участки. О них, видимо, сообщат, только когда избиратели пойдут голосовать. Если пойдут. С избирателями больше "работают" не столько кандидаты, сколько повстанцы. В четверг две суннитские группировки призвали иракцев не ходить на голосование. Тех, кто ослушается, пообещали "наказать". Весь этот хаос называется "первыми свободными демократическими выборами".

Некоторые "знаковые" политические фигуры также могут "воздержаться". Помощник Муктады ас-Садра сказал, что мятежный шиитский клерик, возможно, будет бойкотировать выборы, если его сторонников, задержанных властями, не выпустят. А шейх Абд аль-Хади аль-Дараджи открыто пожаловался журналистам, что Соединенные Штаты намерены вмешаться в избирательный процесс.

Тем временем помощники генсека ООН Кьеран Прендергаст и Карина Перелли, "наблюдающие" за избирательной кампанией в Ираке, заявили, что там "технически" все готово к выборам. То, что иракцы даже не знают многих кандидатов, так как их имена держатся в секрете, — это видимо, считается "не техническим" элементом выборов, а политическим, а потому ооновцы предпочитают его не комментировать.

Выборы в Ираке станут, возможно, по всем параметрам, самыми "секретными" за всю историю. Некоторые политические партии, опасаясь за безопасность кандидатов, не раскрывают свои списки. "Тайна голосования — один из столпов демократического процесса, — пишет Christian Science Monitor. — Но в Ираке эта тайна достигла новых высот".

Личности многих кандидатов до сих пор неизвестны, и рассекретят их, вероятно, только после выборов. Хотя во многих странах люди голосуют лишь за название партии и нескольких ведущих кандидатов, имена остальных узнать можно. Но — не в Ираке. "Конечно, отсутствие списков — не идеал, — признают иракские официальные лица. — Но речь ведь идет о безопасности кандидатов".

У 6 тысяч работников иракских избирательных комиссий проблем с безопасностью не меньше, чем у политиков. Им платят по 200 долларов в месяц, и это очень хорошая зарплата в Ираке. Они готовят к выборам 5200 избирательных участков, раздают листовки с пояснениями, как голосовать.

Несмотря на ситуацию в стране, иракцам на выборах предложат совсем не маленький список из 111 партий и групп. В каждой из них — от 12 до 275 имен. Правда, не все они рассекречены. Система выборов — пропорциональная. В Ираке насчитывается 16 миллионов избирателей. Список партии получит одно место в ассамблее за каждые 58 тысяч голосов, которые он получит. Минимум 25 процентов кандидатов в каждом списке должны составлять женщины. Правда, ярких политиков-женщин в Ираке пока нет. Возможно, эти выборы действительно помогут кому-то из них выбиться "наверх".

Местонахождение всех избирательных участков иракские власти собирались рассекретить за неделю до голосования. Но и за три дня до выборов многие из них оставались "засекреченными".

Как пишет Christian Science Monitor, партийные платформы многих политических организаций тоже держатся в секрете. В целях безопасности во время "предвыборной кампании" прошло очень мало мероприятий, собраний. Недавний опрос показал, что большинство иракцев не представляют, что предлагают те или иные партии.

Объединенный иракский альянс, объединивший несколько шиитских политических групп, имеет самый большой список из 228 кандидатов и наибольшие шансы на успех. Его лидеры заявили, что весь список кандидатов они обнародуют лишь после того, как состоятся выборы. Вопрос о том, может ли такое голосование считаться демократическим, лидеры альянса не обсуждают.

Если иракцы и проголосуют, то проголосуют, сами не зная за кого. Избирателям пока известны только имена 34 человек из списка альянса. Кто конкретно будет заседать в ассамблее, писать конституцию страны, неизвестно.

Уже сейчас ясно, однако, что в переходном парламенте Ирака будут доминировать шииты. Чтобы не допустить перерастания партизанских действий в полномасштабную войну, американцы рассматривают различные варианты. По одному из них, сунниты все равно смогут участвовать в разработке конституции страны, даже если они не будут представлены в парламенте или наберут мизерное количество голосов во время "выборов".

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *