Налоговая оргия в правительстве: раздевают стабфонд

НДС Сегодня, на заседании бюджетной комиссии при правительстве РФ, будет решаться будущее налогового бремени. Каким оно будет? И кому оно станет выгодным, а кому ударит по карману? При всем множестве мнений, однозначного ответа на эти вопросы нет ни у кого. Премьер-министр Михаил Фрадков активно лоббирует снижение НДС до 13%. Ему противостоят либералы-рыночники. А экспертное управление Кремля предлагает вообще отменить НДС , но ввести высокий налог с продаж, что может обернуться скачком цен на 10-15%. И до сих пор непонятно, чем закрывать неизбежные потери национального бюджета. А ведь так и до дефолта недалеко.

Сегодня, на заседании бюджетной комиссии при правительстве РФ, будет решаться будущее налогового бремени. Каким оно будет? И кому оно станет выгодным, а кому ударит по карману? При всем множестве мнений, однозначного ответа на эти вопросы нет ни у кого.

Напомним, что радикальное снижение налога на добавленную стоимость ( НДС ) предложил премьер-министр России Михаил Фрадков. Согласно его трактовке, эта мера позволит подхлестнуть предпринимательскую активность, что благоприятно скажется на росте ВВП. Снижение НДС с 18% до 13% с 2006 года — это ответ премьера на предложения Минэкономразвития стимулировать экономический рост в России только за счет институциональных реформ, реальный эффект от которых даже их идеологи относят к 2010-2015 году.

Фрадков так долго ждать не намерен. Да и снижение налогового бремени должно помочь установлению адекватного диалога государства с бизнесом, чего глава МЭРТ Герман Греф и его коллега из Минфина Алексей Кудрин так и не добились.

Инициатива Фрадкова выросла не из пустого места. Минфин еще в начале этого года разработал план постепенного снижения НДС. Правда, не столь революционно: министерство финансов видело апогеем налоговой реформы снижение НДС к 2006 году до 16%. Одновременно со снижением ставки НДС планировалось отменить льготную ставку налога в 10% на хлеб и печатную продукцию.

Радикальные налоговые поблажки в штыки восприняли в Минфине. По расчетам ведомства Кудрина, при единой ставке 13% бюджет потеряет 308 млрд руб. Но у Фрадкова есть рецепт, как избежать потерь — он предлагает на фоне снижения НДС улучшать собираемость налогов. Кудрин с недоверием отнесся к такой формулировке. "Надо очень аккуратно прописать это поручение, — сказал министр финансов — это опасно и может повлечь репрессивные меры в отношении налогоплательщиков". "Фактически это поручение налогоплательщикам больше платить налоги", — добавил он. Масла в огонь подлил Греф, который в отличие от Кудрина не сомневается, что собрать дополнительные "300 или 500 млрд" можно, лишь "раскочегарив налоговую службу", цитируют слова министра "Ведомости". "Но вопрос в том, затормозим ли и где", — пугал он премьера.

Фрадков с ходу отметает все сомнения Кудрина и Грефа, попутно отмечая, что речь идет лишь об увеличении "прозрачности" сбора налогов. К тому же, надеется премьер, более низкий налог будет выгоднее платить и российский бизнес будет выходить из тени.

Однако, Герман Греф убежден, что махинации с НДС не прекратятся при любом снижении ставки этого налога. "Воровать будут при любой ставке, не надо заклинать друг друга о том, что не будет хищений" - сказал Г.Греф. По его мнению: "если воровать перестанут, то мы будем жить уже не в России, а в другой стране". К чести Фрадкова, следует отметить, что премьер резко одернул Грефа за русофобские высказывания.

Фрадков прозрачно намекнул на еще одни резервы, с помощью которых можно временно затыкать неизбежные бюджетные дыры в случае радикального снижения налогов. "Табу тут не должно быть", — заметил премьер, напомнив, что в стране существует стабфонд . Впрочем, это может оказаться тупиковой идеей. На средства стабфонда нашлось уже множество "ртов": от компенсации народу его издержек от "монетизации" льгот до латания дефицита бюджета Пенсионного фонда, спровоцированного, кстати, другим налоговым послаблением — снижением единого социального налога.

На идеи правительства снизить НДС интересным образом откликнулись "мыслители" из Администрации Президента. По мнению главы экспертного управления президента Аркадия Дворковича, НДС вообще можно отменить с 2007 года. Правда, при условии, что одновременно будет возвращен налог с продаж (НСП), ставка которого могла бы составить от 10 до 15%.

Напомним, что в России НСП наравне с НДС существовал с 1998 по 2003 год. НСП вводился, чтоб переложить хотя бы часть налогового бремени с продавцов на покупателей. Ставку НСП устанавливали региональные власти, в бюджет которых и шли поступления от него. И хотя эта ставка не должна была превышать 5%, одна Москва получала ежегодно от 25,7 до 27 млрд. рублей — примерно десятую часть всех доходов своего бюджета.

Отмена НСП с 2004 года не привела к заметному снижению цен на потребительские товары, в чем заверяли правительство лоббисты отмены налога. Так же, как и не стало проще потребителям после снижения НДС с 20% до 18% - "лишние" проценты просто пошли в карман капиталистов.

Предложение Дворковича многие эксперты считают бредовым. По словам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, потери бюджета от полной отмены НДС будут несопоставимы с доходами от НСП. Потери бюджета, считает Гурвич, могут составить примерно 5,5% ВВП. "А это уже может привести к дефицитному бюджету. Как бы не повторился 1998 год", — опасается Гурвич.

Газета "Газета" сделала обзор зарубежного опыта налогообложения бизнеса. Оказывается, что за границей, как правило, взимается только один из этих налогов: или НДС (например, в странах Евросоюза, Австралии, Южной Корее и большинстве бывших советских республик), или налог с продаж (например, в США, Швейцарии и Японии). Наиболее высокие ставки НДС в Дании, Швеции и Венгрии — 25%, а самые низкие в Казахстане, Австралии и Южной Корее — всего 10%. В США система взимания налога с продаж имеет несколько схем, которые определяются законодательством штатов и органами местного самоуправления. Но в среднем по стране ставка по этому налогу составляет порядка 5-6%. При этом налог с продаж более чем наполовину обеспечивает наполняемость бюджета штатов. Поэтому, когда в 1993 году администрация президента Клинтона серьезно обсуждала вопрос о замене налога с продаж НДС, в Америке поднялась настоящая волна протеста. Ведь с введением НДС доходы местных бюджетов серьезно бы снизились. Кроме того, противники НДС говорили, что американским налогом с продаж облагаются лишь товары, а не услуги, а НДС взимается со всего. В итоге предложение о введении НДС в США так и не прошло.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *