Лики смерти или бессмертия?

Можно по каким-либо причинам питать отвращение к жизни, но нельзя презирать смерть
Такую мысль в копилку человеческой мудрости записал участник Фронды и французский литератор Франсуа де Ларошфуко. Смерть или Танатос, наряду с Любовью или Эросом — одни из самых сильных страстей, волнующих живого человека. И homo sapiens все время норовит запечатлеть то миг любви, то лик смерти.

Посмертные маски были очень популярны в Древнем Египте, античной Греции и Риме. Однако и в наши дни простой смертный может заказать себе гипсовый слепок с отпечатком лица покойного.

Посмертные маски известны со времен неолита. Золотые лики, которые нашли в погребениях древнего города Микены (по преданию построенного Персеем), датируются XVI веком до нашей эры. Так называемые обрядовые маски — погребальные маски для участия в обрядовом действии. Их клали на лица умерших, считалось, что "золотой образ" охранит от злых духов. Обрядовая маска служит, прежде всего, для сокрытия собственного лица. Или подмены своего лица — чужим.

Делание масок и их хранение является таинством, в котором могут принимать участие только "посвященные". Нарушение табу на подсматривание за процессом создания маски (вольное или невольное) сурово карается. Надевание обрядовой маски — не безобидная игра, но способ вступления в контакт с миром мертвых.

В русской народной культуре использовать маску вне обряда считалось большим грехом. В ней могли обитать нечистые духи. На обрядовых масках изображали не только человеческий лик, но и звериный или смешанный — человеко-зверя. Зооморфные маски чаще всего изображают тотемного животного рода. Среди наиболее часто встречающихся зооморфных масок на территории Евразии — маски козы или козла.

В Сибири найдены маски первого тысячелетия до нашей эры. Для изготовления древних посмертных масок использовали кожу животного, камень, дерево, гипс, глину, металл, золото и другое. Нынешние обычно изготавливают из двух материалов: гипса и бронзы. Как правило, маску делают через несколько часов после смерти. Прежде чем приступить к работе гримерам, голову покойника фотографируют в разных ракурсах. Лицо покойного покрывают вазелином. Потом наносят тонкий слой гипса.

Через полчаса, когда масса подсохнет, ее разрезают на две части куском тонкого картона. Если снимать маску целиком, она может деформироваться. Потом две половинки склеивают. Получается форма — зеркальный вариант лица. Эта форма и служит для отливки собственно маски. Первый слепок особенно ценен. Именно он проявляет все детали — от мелких морщинок до щетины. Высушенные маски отдают в похоронные бюро, где их обрабатывают. В среднем процесс — в зависимости от материала — занимает от двух до пяти недель.

Непростая задача снять слепок с мертвеца, поскольку тело уже холодное и слепок требует много времени для сушки. Как правило, от полутора до двух часов.

Первоначальный смысл посмертной маски, отгонять силы зла, сохранился как у некоторых первобытных народов, так и в более развитых цивилизациях: в Индии, Китае и Японии. Уже в восьмом тысячелетии до нашей эры, считают археологи, делали черепа из гипса. В Египте посмертные маски, отлитые из золота, должны были помогать душе умершего узнать свое бренное и покинутое тело.

Настоящий бум увлечения посмертными масками приходится на 1900 год. Несмотря на высказывание Вольтера, что "в бессмертие отправляются с небольшим багажом", в некоторых европейских странах этот "багаж" решили увеличить на несколько граммов гипса. Толчок к модному поветрию дали поразительные результаты использования снятия посмертных масок для идентификации личности людей, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Так, с трупа утонувшей девушки, которую долгое время не могли опознать, сделали маску-портрет. Впоследствии родственники смогли захоронить тело несчастной. Посмертные маски вдохновляли бесчисленное количество литераторов и деятелей искусства, которые воспевали "вечный лик".

Стоимость посмертной маски в современной Европе, в частности гипсовый слепок в Германии, стоит 899 евро. В бронзе на порядок выше — 1 895 евро. Они и хлопот прибавляют, но зато выглядят намного роскошнее.

Безусловно, у каждого заказчика такого специфического предмета, как посмертная маска, имеются свои основания. Пожалуй, объединяет их только одно. Обладание маской любимого и дорогого человека равносильно выражению дани памяти у могилы. Маска дает такое невероятное чувство близости к умершему, какое не в состоянии передать никакая фотография.

Возникает естественный вопрос: где лучше всего разместить посмертную маску? Разумеется, не в прихожей или дальнем углу квартиры. Некоторые, особенно чувствительные и состоятельные особи, помещают их в некое подобие алтаря. Для тех, кто считает такую дань памяти чрезмерной или не имеет лишних квадратных метров, может украсит ею надгробную плиту вместо фотографии. В любом случае, если только вы не дошли до такого цинизма и не заказали маску умершего врага, чтобы превратить ее в боксерскую грушу, распоряжайтесь "ликом смерти" по своему усмотрению.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить