Виктор Черномырдин: "Нам нужна богатая Украина"

В минувшую пятницу в редакции "Комсомольской правды" состоялась пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного посла России на Украине Виктора Черномырдина. Поскольку после прихода к власти Виктора Ющенко вопрос о перспективах отношений между двумя странами является чрезвачайно важным, предлагаем нашим читателям ознакомиться с ответами Виктора Черномырдина на некоторые наиболее интересные вопросы. Ответы российского посла воспроизводятся по возможности дословно.

- В Киеве пришел к власти тандем двух политиков. Судя по ряду заявлений, Ющенко все-таки прозападный лидер, а Тимошенко выступает за развитие отношений с Россией. Кто, на Ваш взгляд, в этом тандеме возьмет верх, и насколько велико влияние Тимошенко сейчас, после победы?

- Думаю, что этот тандем не вчера и не после выборов состоялся, он состоялся гораздо раньше. Тимошенко была в правительстве, когда Ющенко был председателем. Так что это не новые личности. Они давно вместе, давно сотрудничают. Сказать кто больше, кто меньше, я так не могу, это даже некорректно. Она сегодня прилагает много усилий и много работает. Что касается вектора, прозападного или провосточного, вы знаете, это тоже очень сложная оценка. Да, они заявляют, что главная стратегическая задача — это вступление в Евросоюз. Но наши то же самое говорят. Сказать, что можно было к чему-то придраться, к руководству — я не могу. Та позиция, которая сегодня там есть — много всяких разговоров и суждений, для меня это не важно, главное, что позиция руководства ясна.

- Скажите, пожалуйста, история с Березовским — это недружественный шаг в отношении России? И еще вопрос — Вы, наверное, сейчас уже готовите визит Тимошенко в Россию, скажите, пожалуйста, как будет урегулирована ситуация с тем, что на нее российской военной прокуратурой еще не закрыто уголовное дело.

-Насчет Березовского ничего не могу сказать. Я не особенно внимательно слежу за ним. Я не могу понять — чего это вокруг него столько разговоров, с чем это связано? Березовского мы здесь очень хорошо знаем, очень даже хорошо. Вот действительно талант — быть всегда на плаву. Его всегда видно, слышно. Тоже мне личность. Чем он так отличился? Какие у него заслуги, чтобы вокруг него пляски устраивали? Где живет, там и пусть живет. Как он там поселится на Украине, я не думаю... Я надеюсь там ума хватит... Против него возбуждено уголовное дело, он находится в поле зрения Интерпола.

- Ну а если он появится на Украине, его выдадут?

- Не знаю, этого я не могу сказать. Если есть предмет для Интерпола, для возбуждения уголовного дела.

- Второй вопрос о Тимошенко.

Ну, во — первых, визит Тимошенко состоится не 16-17 апреля, как говорилось раньше, а 15-16.

А что касается уголовного дела... К нам приезжает председатель правительства. А председатель правительства всегда защищен всеми международными законами, положениями. Этот вопрос вообще не стоит.

- Чего вы ждете от визита Юлии Тимошенко? Чем он будет важен для развития наших отношений?

- Вы знаете, у нас подписано много разных соглашений, совместных договоров, у нас есть совместные проекты, над которыми мы работаем. Все это было при том правительстве, при той администрации. И очень важна позиция сегодняшнего руководства Украины по отношению к тем соглашениям, договорам, проектам, которые существуют. И встречи президентов, и встречи председателей правительств очень важны по части прояснения этих позиций. Как раз то, над чем мы работаем.

- Существует ли опасность для России от вступления Украины в Евросоюз?

- Это вопрос не этого дня. Вопрос об этом сегодня не стоит. Да, они выражали желание вступить и не раз. Вступают они или не вступают, это зависит не от Евросоюза, а от Украины. Как я считаю, это ближайшие 10-15 лет. Это первое. Второе — а что нам-то запрещать? Это их вопрос. Мы же работаем в Евросоюзе, для нас Евросоюз — это главный стратегический партнер в экономике. Больше 50% торгового баланса приходятся на страны Евросоюза.

Другой вопрос - другие евроатлантические устремления. Мы не согласны с НАТО. Вот здесь мы имеем свою позицию, и мы не понимаем всех тех на Украине, кто ставит этот вопрос — слишком это все сложно. У нас есть позиция — та которая была у нас и в 90-е годы. Мы говорили, а в чем суть продвижения НАТО на Восток? Стены нет, образа врага тоже нет. Когда говорят, что это для надежности внутренней, внешней, чтоб защититься... А от кого ? Вот это не понятно, много непонятного....

Вообще непонятно, что такое НАТО — оно еще никого не защитило. А мы, так это наши соседи, поэтому у нас особое отношение.

- Как будут развиваться отношения России и Украины в рамках Единого экономического пространства, если Украина в первую очередь стремится к интеграции в ЕЭС? И второй вопрос, как у Вас в семье относятся к оранжевому цвету?

- Что касается Единого экономического пространства, то сегодня как раз работает группа высокого уровня, возглавляет ее министр экономики. Ну, вы знаете, Украина многократно ставила вопрос об этом. Уже подготовлено 29 первых документов из 68. Не могу сказать, чем закончится работа этой группы. Но могу сказать, что когда встречались наши президенты, все говорили однозначное "да".

А что касается цвета, знаете, я на это не обращал внимания... Я как-то не очень люблю яркие цвета. Я ношу то, что мне нравится. Петушиными цветами я не увлекаюсь.

- Виктор Янукович сейчас говорит, что по отношению к его сторонникам проводятся репрессии, он говорит, что наступил 37-й год. В частности, арест председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова это подтверждает. Это правда или нет?

-В том, что Колесников арестован, есть некоторая неожиданность. Председатель областного совета... Я понимаю, какой всплеск на Украине произошел.... Сейчас уже появляются объяснения, что политическая часть.... Но я думаю, как бы там ни было, это тревожно. Что касается сторонников Януковича, чтобы их преследовали.... Что их всех меняют, это так. Что некоторых председателей избирательных комиссий привлекли и даже осудили, это тоже так.

Вообще я не понимаю, как меняется эта власть. Что этим хотят сказать.

- Отношения между странами определяют не столько лидеры, сколько народы. Усилиями российских СМИ во время президентской кампании, да и сейчас, создан некий феномен, что в России, пожалуй, процентов 70-80 населения с ненавистью относится к нынешней украинской власти, украинскому народу.... Как Вы считаете, информационная политика крупнейших государственных СМИ России несет ответственность за эту ситуацию?

- Должны нести. Вы знаете, я не могу привести даже примера, чтобы я где-то в регионе плохого услышал по отношению к нашему народу. Я к себе даже ничего подобного не слышал, чтобы кто-то меня упрекнул как представителя России. И насчет России я не могу сказать, что 60-70 процентов относятся плохо. Но то, что вы формируете мнение — это точно. Иногда такое прочитаешь....

- Вы не могли бы коротко охарактеризовать ситуацию с приватизацией на Украине. Вы сказала во время визита Путина на Украину, что вопрос закрыт. Будет ли существовать этот список?

- Это вопрос вопросов. Он настолько всколыхнул не только нашу, но и украинскую общественность. Когда назвали несколько тысяч (речь идет о заявлении Юлии Тимошенко о том, что итоги приватизации нескольких тысяч предприятий могут быть пересмотрены — ред. )... Это даже представить трудно, что это могло произойти.

По заявлению Виктора Ющенко, он дважды выступил на экономических форумах с участием наших советников. Второй форум "Альфа-Капитал" организовывал. Там однозначно президент сказал: ни деприватизации, ни чего другого не будет. Может быть, некоторых предприятий коснется, но это должны сделать суды, где были проведены приватизационные конкурсы с нарушениями. Сейчас на первом плане "Криворожсталь". Идут суды, и все переносятся, переносятся... Конечно, если были нарушения, их надо исправлять. Но отменить закон, отыграть назад, это еще большее. А национализация — это вообще революционный шаг, и я не думаю, что это произойдет. Я разговаривал с президентом, и он сказал, что к нашим кампаниям претензий нет.

- Скажите, пожалуйста, каково на Ваш взгляд будущее российского Черноморского флота в Севастополе. Возможен ли пересмотр соглашений по базам российского флота? Еще вопрос — какими Вы видите перспективы блока ГУУАМ? Как должна строить Россия свои отношения с этим блоком?

- Что касается нашего Черноморского флота, базирующегося в Крыму, в Севастополе, это очень чувствительный вопрос, очень. Почему? Да потому, что там служат наши люди, наши моряки. Что сейчас — ну первое, у нас соглашение подписано до 2017 года. Никто его пересматривать не собирается. И украинская сторона не ставит вопрос о пересмотре соглашения. Возникают вопросы другого порядка. Флот живет, он должен и обновляться, получать новые технологии — это уже должна быть работа на уровне министерств России и Украины. А что касается пересмотра соглашения, перебазирования, то так вопрос не ставится. Есть вопросы, которые надо решать. Вот только что вернулась наша делегация, которая вела переговоры по вопросам. Но это речь идет о жизни нашего флота.

Что касается ГУУАМ (по-моему, Узбекистан, да и Азербайджан уже вышли оттуда)... Вы знаете, у нас своя точна зрения по этому поводу. Я его с самого начала не понимал. Что они там задумали? ГУУАМ создавался в США, там его учреждали, там подписывали все эти документы. Места другого не нашли.... По содержательной части, ничего не могу сказать. Но мы им все равно нужны. Пока не приглашают, но все равно, они без нас не обойдутся. Тут надо не в нехорошую позицию вставать, а поднять вопрос о сотрудничестве. Чем они там занимаются? Что они хотят? Может помочь им чем?

- Это политическое образование или экономическое?

- Оно образовано как экономическое. Речь шла о том, чтобы перебросить ресурсы по тому коридору. Но вот когда там ставят политические вопросы — это перебор.

- Украина была поделена пополам, сейчас уже началась волна протестов от оппозиции донецкой. Как Вы думаете, оппозиции хватит сил поднять флаг, чтобы на Украине опять что-то вспыхнуло? Или все так и успокоится?

- Желательно, чтоб на Украине ничего не вспыхнуло. Вот это самое главное. Не нужно этих вспышек. Думаю, что этого и не будет. Никому, включая нас, это не нужно. Нам нужна стабильная Украина, нам нужна богатая Украина, нам нужен богатый сосед, а не бедный. И мы будем все для этого делать. А что там оппозиция думает — она пока слова внятного не сказала.

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы