Государство идет на высокие риски ради высоких технологий

В настоящее время в России полным ходом идет создание финансовой структуры, направленной на развитие высокотехнологичных компаний — российского инвестиционного фонда технологий и инноваций. Соответствующее распоряжение от президента России правительство получило в начале июня.

По сути, как удалось узнать газете "Коммерсантъ", это будет венчурный фонд. Напомним, венчурные фонды — это финансовые организации, вкладывающие средства в высокорискованные проекты, но способные принести значительную прибыль в неопределенном будущем. Как правило, фонд берет на себя существенную часть финансовых рисков, а также может оказывать организационную поддержку молодой компании.

В какие именно компании будет инвестировать средства создаваемый фонд, еще неизвестно. "Пока можно сказать, что фонду будут интересны компании-разработчики технологий, применяемых в компьютерной, телекоммуникационной и других смежных отраслях. Поэтому, к примеру, сборщики электроники вряд ли попадут в инвестиционный портфель,- рассказал газете один из разработчиков проекта. — Мы намерены следовать обычной практике венчурных фондов: брать компанию стоимостью несколько сотен тысяч долларов и продавать пакет, когда ее стоимость достигнет нескольких миллионов. В России такие примеры есть. Наши ориентиры, например, производитель систем распознавания текста ABBYY, новосибирский разработчик телекоммуникационного софта SW-Soft, разработчик биометрических средств распознавания a4vision. Сейчас их бизнес уже стоит десятки миллионов долларов. А наша задача — найти подобные компании на той стадии, когда у них есть лишь перспективные патенты".

Подготовка проекта поручена Мининформсвязи , Минфину и Минэкономразвития РФ. Предполагается, что Российский инвестиционный фонд технологий и инноваций начнет функционировать уже в этом году. Фонд будет представлять собой открытое акционерное общество, 76% акций которого на первом этапе будет принадлежать государству, а 24% - зарубежным инвесторам.

Из бюджета в этом году на создание фонда будет выделено $76 млн — после того как правительство утвердит проект, в госбюджет будут внесены соответствующие поправки, которые затем отправятся на рассмотрение Госдумы РФ. С учетом средств потенциальных зарубежных инвесторов первоначальный размер фонда может составить $100 млн. При этом в министерстве считают, что за три года за счет продажи акций фонда частным инвесторам его капитал увеличится до $300-400 млн. Авторы идеи фонда считают, что размер инвестиций, направленных в российский IT-бизнес через фонд, в ближайшие три года составит $1,2-1,6 млрд. "Сейчас в России не хватает инвестиционных ресурсов для быстрого роста IT-индустрии,- сказал "Коммерсанту" директор департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи Олег Бяхов. — Отсутствуют инвестиции на ранних стадиях становления высокотехнологичных компаний. Наша задача — доводить такие компании до момента, когда их продукция перейдет из разряда инноваций в коммерческие продукты, востребованные на рынке".

Основные проблемы при организации венчурных фондов — высокие риски и эффективность управления.

Венчурные проекты обычно ориентированы на использование высокотехнологичных разработок и технических новшеств, не опробованных на практике, — напомнил "ПРАВДЕ.Ру" начальник отдела маркетинга услуг Департамента по работе с малым бизнесом РОСБАНКа Игорь Корольченко. "Это связано с очень высоким риском финансирования, а, следовательно, c необходимостью предварительного решения банком ряда проблем, сдерживающих кредитование таких проектов, — сказал он. — В частности: организация более глубокой и всесторонней оценки бизнеса клиента, накопление опыта и статистики кредитования различных направлений малого и среднего бизнеса, необходимость подготовки высокопрофессиональных кадров".

С этим согласен и директор по инвестициям фонда ''Русские технологии'' Владимир Бернштейн. В интервью газете "Коммерсантъ" он отметил, что "главное для венчурного фонда — найти компетентную управляющую компанию, компетентных менеджеров, способных грамотно выбирать объекты для инвестиций и продвигать проекты, сопряженные со множеством рисков. Не секрет, что сейчас в России подобных специалистов можно пересчитать по пальцам".

Другой проблемой для создаваемого фонда может стать слишком большое участие государства. "Я не очень верю в эффективность государственных программ", — сказал "ПРАВДЕ.Ру" член Совета Федерации Андрей Хазин. По его словам, не исключена ситуация, что в государственных венчурных фондах "люди будут давать деньги самим себе и списывать их потом". "Зачем это нужно? Пусть лучше будут частными. Просто надо создать соответствующие условия, например льготное налогообложение", — сказал Хазин. Он подчеркнул, что для этого нужно создать соответствующие условия на уровне страны в целом, чтобы такие фонды смогли стать прибыльными.

Впрочем, уже сейчас оговаривается дальнейшая приватизация создаваемого фонда. Планируется, что уже к 2008 году государство или полностью продаст акции фонда, или оставит себе небольшой пакет (около 24% акций).

В мировой практике уже были примеры, когда участие государства в капитале компаний приводило к значительному росту национальных IT-рынков. Так было, к примеру, в Южной Корее, где в 1960-1980-х годах при участии государства создавались многоотраслевые холдинги — такие, к примеру, как LG и Samsung.

Отдел экономики

Обсудить