Смотрины Касьянова состоялись. Пока без успеха

В одном из лучших залов Москвы – киноконцертном комплексе «Измайлово» - состоялся второй Всероссийский гражданский конгресс под громким названием «Россия за демократию, против диктатуры». Собрал он весь, как говорится, цвет нашей оппозиции – от Явлинского и Рыжкова до вновь замелькавшего на политтусовках непримиримого борца с Русской православной церковью Глеба Якунина. Но наибольший интерес вызвало первое появление в столь представительном собрании либералов Михаила Касьянова, не скрывающего своих претензий стать общенациональным лидером объединенных демократов.

Фойе измайловского зала было буквально завалено газетами, листовками и информационными материалами различных оппозиционных партий и движений. Газеты Объединенного гражданского фронта и «Яблока» мирно соседствовали со сборниками статей основателя сайентологии Рона Хаббарда и пропагандистскими материалами избирательного штаба Виктора Шендеровича. Последний наволок на Всероссийский гражданский конгресс целые кипы нереализованных газет «Здесь были куклы» и дисков с программой «Итого+», которые, впрочем, демократическая общественность оставила без внимания. Их никто не брал, видимо, зная реальную цену предвыборным откровениям пролетевшего мимо Думы кандидата.

Как только в фойе киноконцертного зала зашел в окружении трех охранников Михал Михалыч Касьянов, все внимание прессы было обращено к нему. Обменявшись теплым рукопожатием с подскочившим Глебом Якуниным, Касьянов никаких заявлений не сделал, а спокойно переместился в зал, где и уселся в отдалении от лидера Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова , лидера СПС Никиты Белых и главного республиканца России Владимира Рыжкова. Последние трое что-то все время горячо обсуждали и своим видом давали понять, что у них самые дружеские отношения.

На первом ряду сел и перебежавший из СПС в Демпартию Касьянова Иван Стариков, с которым Касьянов поздоровался за руку, хотя по виду бывшего премьера было заметно, что он с трудом пока узнает неожиданно примкнувшего к нему соратника.

Открыла конгресс руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Ветеран правозащитного движения долго рисовала мрачную картину отхода России от принципов свободы, демократии и прав человека, но ссылалась при этом только на, действительно, возмутительные события в башкирском городе Благовещенск, которые, кстати, уже получили необходимую правовую оценку. Проводив Алексееву жидкими аплодисментами, публика стала ждать выступления лидеров правых, а, вернее, их ответов на извечные русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» Кто конкретно виноват в провале демократов на региональных выборах в Москве , Новосибирске и Хабаровске? И что надо сделать для того, чтобы объединить разрозненные демократические силы в единую партию, которая могла бы достойно и заметно выступить на предстоящих президентских и парламентских выборах?

Вначале с темпераментным спичем выступил лидер ОГФ Гарри Каспаров. Сообщив залу, что, как показали выборы в Москве, власть совсем обнаглела, он потребовал, чтобы демократы показали этой обнаглевшей власти свою силу. Подробности знаменитый шахматист не уточнил, но опять же с присущим ему темпераментом объявил, что надо всем и в срочном порядке объединяться. Фамилию Касьянова Каспаров не назвал.

Следом выступил руководитель Союза правых сил Никита Белых. Он посоветовал всем демократам покаяться в семи смертных грехах – тщеславии, корыстолюбии, гордыни и так далее. А потом призвал к объединению и даже обозначил сроки. Объединиться всем демократам надо не позже осени 2006 года, а при выборе единого лидера стоит применить американскую процедуру «праймериз», то есть первичных выборов, которые и покажут, кто из лидеров правых самый достойный. Фамилию Касьянова Белых не назвал.

После на трибуну поднялся сам Касьянов. В зале наступила гробовая тишина. Увы, аудиторию Михал Михалыч разочаровал. Мало того, что не сказал ничего конкретного, кроме дежурных филиппик в адрес власти, сетований на преследование независимых СМИ и произвол правоохранительных органов в отношении бизнеса, так и оратором оказался ну просто никудышным. Плохо поставленным голосом (есть, есть над чем поработать его штабу) Касьянов призвал всех объединиться и вновь сел в первом ряду, опять же в отдалении от Каспарова, Рыжкова и Белых.

На фоне выступления Касьянова речь Рыжкова выглядела просто шедевром ораторского искусства. Судя по всему, лидер Республиканской партии не оставил надежды стать реальным объединителем всех демократов. Такое объединение Рыжков считает вполне возможным, причем, по его мнению, оно должно состояться до 1 мая 2006 года. Фамилию Касьянова Рыжков не назвал.

Не упомянул фамилию бывшего премьера и лидер «Яблока» Григорий Явлинский, который прибыл на конгресс с большим опозданием и посвятил свое выступление исключительно тому, что в России существует единственная партия, которая в состоянии предложить нашему обществу реальные пути выхода из тяжелейшей социально-экономической ситуации. И эта партия, естественно, «Яблоко». Явлинский с присущей ему экзальтированностью разъяснял залу, что «Яблоко» изобрело способ решить волнующую общество проблему приватизации путем введения компенсационного налога и что именно эта партия будет отстаивать интересы граждан, чьи вклады сгорели в 1992 году, правда, не уточнил как.

Единственной, кто честно и открыто объявил о своей вере в возможность Касьянова объединить демократов, оказалась Ирина Хакамада. С душевной простотой и откровенностью она мотивировала свою симпатию тем, что Касьянов является единственным из демократов, кто уже заявил о своем намерении баллотироваться на президентских выборах 2008 года.

Поскольку внятного ответа о путях объединения и об отношении к фигуре Михаила Касьянова из уст правых в зале так и не прозвучало, пришлось пытать их на эти темы в фойе. Тем более что в зале стали происходить странные вещи. Например, совершенно скандальную речь толкнула Евгения Альбац, которая пришла на конгресс ну с очень большим опозданием и речей Каспарова, Белых, Касьянова и Рыжкова не слышала. Это не помешало ей в менторском тоне обвинить упомянутых товарищей в том, что они были во власти, но ничего для демократии не сделали.

А сейчас старые демократы, по мнению Альбац, мешают развернуться молодой поросли типа лидера молодежного «Яблока» Ильи Яшина. Маловразумительное выступление Альбац неожиданно поддержал Георгий Сатаров, а лидер питерского «Яблока» Максим Резник (тот самый, что предоставил партийный офис под встречу Лимонова с единомышленниками) устроил форменный скандал, в очередной раз обвинив Каспарова в связи с олигархами.

Забавно, что пока Альбац толкала речь в поддержку Яшина, лидер молодежного «Яблока» тусовался в фойе в компании всемирно известного разоблачителя «шакалов черного пиара» Сергея Митрохина. Илья Яшин оказался первым при выдаче обеда – видимо, решив таким образом намекнуть на то, что Россия превращается в полицейское государство, организаторы Всероссийского гражданского конгресса кормили народ, раздавая сухой паек.

Пока Яшин и компания с молодецким аппетитом уплетали йогурты, вашему покорному слуге удалось буквально за рукав пальто ухватить убегавшего Григория Явлинского – уж очень не хотелось, вероятно, Григорию Алексеевичу, долго светиться в одной компании с Касьяновым. «Как вы думаете, удастся ли Касьянову стать лидером объединенных демократов?» - поинтересовался я у главы старейшей демократической партии. «Пусть постарается», - загадочно ответил Явлинский и исчез, словно улыбка чеширского кота.

Еще более эксцентрично повел себя лидер ОГФ Гарри Каспаров. «Не собирается ли Объединенный гражданский фронт слиться с Демократической партией Касьянова по примеру «Нашего выбора» Хакамады?» - задал я прославленному шахматисту вполне невинный вопрос. Реакция Каспарова, который после того, как весной темпераментные «почитатели» его политических ходов огрели Гарри Кимовича по голове шахматной доской, всюду ходит с двумя охранниками, была неадекватной. «Почему вы мне задаете такие хамские вопросы?» - вдруг закричал Каспаров и потребовал, чтобы я выключил диктофон. После этого он стал объяснять, что все демократы пойдут на объединение самостоятельными колоннами, и так и не сказал, кого он видит лидером «объединенных демократов».

Не сказал этого и Никита Белых, который, впрочем, был сама любезность: «Будем совещаться, будем консультироваться». Партийные тайны Белых хранил умело. Явное неудовольствие господин Белых высказал только при упоминании фамилии «перебежчика» Ивана Старикова, который, как известно, на недавней пресс-конференции не только вовсю восхвалял Касьянова как лучшего объединителя всех демократов, но и обвинил своих бывших сопартийцев в причастности к таинственному нападению на него. «Мне не хотелось бы оценивать последние заявления господина Старикова, пусть они остаются на его совести», - заявил Белых.

Единственным, кто в состоянии был дать внятный и вразумительный комментарий на актуальную тему, оказался Владимир Рыжков, который дал понять прессе, что его «сердечный союз» с Хакамадой закончен. Это почувствовалось в его комментариях к недавним выборам в Чечне, на которых республиканцы и «Наш выбор» должны были выступить вместе. Теперь Рыжков делает вид, что такого союза и не было, а республиканцы хотели выступить самостоятельно.

Рыжкова, видимо, покоробила та непосредственность, с которой Хакамада слилась с Касьяновым, равно как и определения в его адрес со стороны последней – напомним, что Хакамада назвала главного республиканца «мальчиком, которому надо потренироваться». Со слов Рыжкова стало известно, что теперь Хакамада заявляет, что журналисты якобы исказили ее слова, хотя они воспроизвели их дословно. Но не в этом дело. Рыжков не без справедливости полагает, что политический опыт у него есть, и не меньший, чем у Касьянова, который, как показало бледное выступление экс-премьера на Всероссийском гражданском конгрессе, даже эффектно говорить не может.

Кроме того, Рыжков считает Республиканскую партию России, в которой уже, по его словам, 60 тысяч членов и к которой присоединились Партия солдатских матерей и Крестьянская партия, реальной основой для объединения всех демократов. Сегодня стало ясно, что сливаться по примеру виртуальной партии Хакамады с касьяновской структурой республиканцы не будут. Рыжков поддерживает объединение, но только на основе полного равноправия с другими либералами. И на объединение его партия пойдет только в том случае, если будет введен институт сопредседателей, одним из которых станет сам Рыжков.

После таких здраво-эгоистических соображений даже странновато было слышать от Рыжкова о новых пиаровских акциях демократов, им озвученных. Например, о создании списка «нерукопожимаемых» людей России, который должна возглавить федеральный судья Колесникова, вынесшая приговор по делу Ходорковского. Ну неужели самим либералам не смешно, что они наконец-то нашли главного врага демократии – судью Колесникову? И не будут ли напоминать этот список списки из другого времени, куда самим демократам так не хочется возвращаться?

Итак, Всероссийский гражданский конгресс закончился. Закончился принятием заранее заготовленных резолюций – о сворачивании демократии, об угрозе национализма и фашизма и так далее. Политсмотрины Касьянова тоже состоялись. Малоуспешные, скажем прямо, смотрины. Однозначно Касьянова в качестве лидера демократов пока поддержали только Хакамада, Стариков да все тот же Глеб Якунин, который заявил "ПРАВДЕ.Ру": «Мне очень Михал Михалым понравился. Солидный он политик, такому многое по плечу». Хилая пока компания получилась, не правда ли? Впрочем, многое покажет съезд самой Демпартии России, намеченный на 17 декабря, а конкретно, кто из именитых либералов на него придет и какие заявления там сделает. В этот же день свой съезд проводит и партия Рыжкова…

Антон Андреев

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить