Запад: в "деле ЮКОСа" нет никакой политики

Истерия по поводу "дела ЮКОСа" исчезла с полос российских СМИ. Даже самые рьяные "либеральные перья" вынесли упоминание о ЮКОСе в подводки к статьям. Тема выродилась в описание трудностей тюремной жизни и… чистой экономики: ЮКОС и сейчас живее всех живых. У компании, которую покинуло большинство одиозных топ-менеджеров, в планах на ближайшее будущее – увеличение нефтедобычи и инвестиций.

Ни о каком банкротстве, о котором нараспев вещали еще полгода назад, сейчас речь не идет. Тем временем, деловые издания постепенно переходят к непредвзятой оценке существа и последствий "дела ЮКОСа".

Так, газета "Коммерсантъ" на днях темой номера сделала "откровения" руководителя одного из наиболее заметных в России инвестиционных фондов. Глава Hermitage Capital Management Уильям Браудер выступил с заявлением (которое почему-то назвали сенсационным), в котором полностью поддержал действия российских властей в экономической сфере, включая дело ЮКОСа. Глава HCM уверен, что в 2005 году "Путин услышал инвесторов и теперь действует".

В частности, руководитель Браудер отметил, что в деле ЮКОСа "ответ Путина был продиктован интересами национальной безопасности", поскольку "Ходорковский пытался получить власть, используя деньги для достижения своей цели".

Обозреватели "Коммерсанта" поспешили назвать слова Браудера сенсацией. Вместе с тем, Браудер не сказал ничего такого, что выбивалось бы из логики высказываний представителей как HCM, так и других инвесткомпаний, работающих в России.

Практичные инвесторы, особенно западные, всегда трезво смотрели на дело ЮКОСа. Им это позволял обширный западный опыт уголовного преследования топ-менеджеров крупных компаний. Только в американских тюрьмах отбывают наказание сотни руководителей и владельцев компаний, среди которых есть и те , кто входил в число богатейших и влиятельнейших людей страны. Им известно правило – безнаказанная корпоративная преступность не улучшает инвестиционную картину страны.

В русле этой логике всегда выступал и фонд Hermitage Capital Management. Кто, как не глава фонда Браудер в начале этого года не признавал право ЮКОСа судиться в Хьюстоне с Российской Федерацией. Никакой политики: по мнению Браудера, наличие у ЮКОСа американского трейдингового подразделения не являлось достаточным основанием для того, чтобы дело о банкротстве ЮКОСа проходило под американской юрисдикцией.

А другой представитель HCM, Вадим Клейнер, еще в самом начале "дела ЮКОСа" обвинял "самую прозрачную российскую компанию" в ущемлении прав акционеров. Говоря о трансфертном ценообразовании, широко практикуемом в ЮКОСе, он отмечал, что такая практика лишает прибыли акционеров дочерних компаний, у которых по себестоимости закупается нефть. "На западе такое поведение рассматривается как корпоративное преступление", - писал Клейнер на портале "RusEnergy".

В то время как внутри и за пределами России некоторые русскоязычные деятели и владельцы МЕНАТЕПа трубили на каждом углу о катастрофических последствиях "дела ЮКОСа" не только для самой компании, но и для всей страны, три ведущих мировых экономических агентства – Fitch, Standart&Poor и Moody’s одно за другим подняли в прошлом году инвестиционный рейтинг России. Трудно обвинить эти уважаемые институты в доброжелательном отношении к России. Однако факт остается фактом – «дело «ЮКОСа» за рубежом осталось бы практически незамеченным, если бы пропагандистская машина Невзлина не трубила бы об этом на весь мир. И российская пресса не удивлялась бы здравомыслию тех, кому западный капитал ежегодно доверяет миллиарды долларов для вложения в нашу страну.