Кристиан Клавье: Ален Делон никогда не будет пить одеколон

В Россию снова приехал Кристиан Клавье , чтобы представить свой новый фильм «Плюшевый синдром». С актером побеседовал корреспондент «Правды.Ру».

- Говорят, вы обижаетесь, когда вас называют комиком, и вот вы снова снялись в комедии.

- Нет, меня совершенно не обижает, когда меня считают комическим актером. Я комик, который обожает смешить людей. Я требую, чтобы меня признавали таковым. С моими друзьями по средней школе, которые потом образовали труппу кафе-театра L’Equipe du Splendid («Великолепная команда»), мы начинали с того, что выискивали в жизни смешные стороны. И когда я приехал сюда 21 год назад, мне показалось, что у русских в сильнейшей степени развито чувство смешного восприятия комических сторон жизни. Конечно, чувство трагического и глубина восприятия жизни тоже были им близки, но мне казалось, что мы нашли очень много общего в этом смысле. Я продолжаю смешить людей, обожаю это делать и, надеюсь, что у меня это получается.

- Французская комедия всегда считалась эталоном жанра. Но в последнее время в российский прокат вышли несколько французских комедий сомнительного качества. Не кажется ли вам, что французская комедия может скатиться до уровня американской?

- Комедия – очень сложная многофигурная комбинация. Вообще, кинематограф – это не точная наука. Невозможно заранее сказать, что понравится зрителю, а что не понравится. Я не уверен, что все вещи настолько прямолинейны, что плохой фильм нравится всем, а хороший адресован только избранным. Случаются хорошие фильмы и ленты менее хорошие.

Мне очень нравится американское кино. Они добились определенного успеха в комедии. Конечно, Голливуд присутствует повсюду, благодаря сильной рекламной поддержке. Мы находимся в тесной конкуренции с американским кино. Однако каждый должен делать свое дело, стараясь проявлять свои национальные и личностные особенности.

- Вам принес успех Жак-пройдоха, персонаж дилогии Жана-Мари Пуаре, который после долгого перерыва сделал англоязычный римейк с вашим участием. Если вспомнить, у нас был Александр Демьяненко, которого после Шурика только и видели в подобных ролях. От режиссера Уолта Диснея после Микки-Мауса продюсеры требовали «больше мышей». Не было ли на вас давления, что вы годитесь только для подобных ролей? Вы этому сопротивляетесь?

- Появление фильма «Пришельцы», снятого Ж.М. Пуаре , случилось в тот момент, когда французское кино не очень хорошо себя чувствовало. Мой персонаж был невероятно популярен, и именно поэтому было не только давление продюсеров, было общее давление, потому что люди хотели видеть этого персонажа снова и снова. Зрители подталкивали нас штамповать фильм за фильмом. Я сыграл этот персонаж три раза: в двух французских фильмах и в голливудском римейке, где мне не очень понравилось работать, но я был рад, что доставил людям удовольствие. Но, все-таки, как актер я хотел развиваться дальше. Мне интересно делать что-то новое, раскрывать свои возможности.

- Насколько театр для вас важен по сравнению с кино? Что именно вас заинтересовало в сценарии фильма, который вы представляете в Москве?

- В настоящий момент я в театре не играю, хотя он продолжает интересовать меня. Я часто езжу в Лондон, который, мне кажется, сейчас является столицей театрального искусства. Я туда езжу смотреть спектакли. Что касается персонажа «Плюшевого синдрома», мне он показался интересным - это крупный промышленник, лидер национальной промышленности, т.е. человек, который позиционирует себя как всемогущее существо, способное полностью владеть ситуацией. И вот случается какая-то проблема со здоровьем: он начинает заикаться, не может выражать свои мысли. Оказывается, что мой герой очень хрупок. Небольшой изъян делает его человечным. Он становится смешным, но одновременно близким нам.

- Какую роль вы считаете главной в своей жизни?  

- Мне не кажется, что я уже сыграл роль всей своей жизни, потому что я, наверное, настоящий актер, который считает, что каждая роль дает ему что-то, обогащает его и одновременно дает ему краски для создания следующих ролей. Я обожаю играть, перевоплощаться, и мне кажется, что чем дальше, тем интереснее становится актер.

- Как вам проще работать - одному или в паре с известными актерами?

- Мне кажется, что интереснее работать в команде с коллегами по цеху, чем одному занимать сцену.

- Вы видели фильм Сергея Бондарчука «Ватерлоо» с гениальным Родом Стайгером ( Rodney Stephen Steiger )? Как вам работалось в картине «Наполеон»?

- Конечно, я видел ленту Бондарчука «Ватерлоо». Но я работал над ролью Наполеона по-другому. Когда Бондарчук снимал «Войну и мир», «Ватерлоо», он исходил из определенного идеологического посыла, он как бы проецировал сегодняшнее время и нашу оценку этого исторического персонажа на личность Наполеона. Подготовка к фильму длилась около года. Я очень много прочитал документов, свидетельств очевидцев, современников, но я не принимал участия в написании сценария. Я хотел понять этого персонажа с психологической точки зрения. Очень хотелось понять этого персонажа изнутри. Мне хотелось знать, что он ел, когда он вставал, каковы были его отношения с женщинами, с матерью. Это человек южной культуры - он корсиканец. Я тоже связан своими корнями с Италией и Францией, даже большую часть года я проживаю на Корсике. Когда в гостиную входит царь Александр или Меттерних, надо знать, каковы были отношения между ними. Очень важно знать, что был за человек, который управлял тогда Францией, который создал французскую конституцию, который определял исторические события своей эпохи. Мне казалось, что очень важно сохранить достоверную, современную ему психологическую характеристику роли.

- Ален Делон , которому на днях стукнуло 70, переживает не лучшие времена.  Существует ли какая-то актерская солидарность?

- Не переживайте за него. У него большая поддержка. Он по-прежнему окружен любовью и заботой.

- Что вы знаете о современном российском кино?

- В свое время я смотрел фильмы, которые очень много значили для французов и вообще для всех любителей кино. Конечно, это Тарковский, который тогда жил во Франции. Я еще не видел «Ночной дозор», который вышел во Франции месяц назад и пользуется большим успехом. Некоторое время назад мне, например, очень понравился «Сибирский Цирюльник». У меня дома DVD, я много раз его пересматривал. Кстати, он присутствовал в программе Каннского фестиваля . Я уже не помню, в официальной программе он был или во внеконкурсном показе. Ясно, что сейчас российское кино находится на подъеме, оно вступает в свой новый этап. Такие фильмы, как «9 рота» , которые затрагивают актуальные проблемы, проблемы современной войны, - очень важная тема. Я рад, что российское кино снова обретает свое значение и свою публику.

- С какой творческой миссией вы приезжали в Москву в 1984 году?

- Никакой миссии у меня не было. Я приезжал, чтобы посмотреть, как живет ваша страна. Мы с Ж.М. Пуаре собирались писать сценарий фильма под названием «Новый твист и возвращайтесь в Москву». Мы провели три недели между Москвой, Ленинградом и Киевом. Это была совершенно другая страна. Шел 1984 год, эпоха Черненко. Я убедился в том, что в этой стране ничего не работает, ничего не ездит, люди ни во что не верят, но сохраняют присутствие духа и трезвый взгляд на вещи. Но тогда не возможно было предположить, что все изменится так быстро и так радикально, что уже через 5 лет это будет совершенно другая страна.

- Расскажите о ваших сегодняшних московских впечатлениях? Что вас поразило, когда вы приехали вновь?

- 21 год назад улицы вашей столицы были, как мне показалось, слабо освещены. Мне не хватало света. Сегодня все изменилось: повсюду вывески, много света, красивые витрины. Как будто дух свободы явился в вашу страну. Повсюду жизнь, люди более активны.

- С тех пор как вы перестали интересоваться политикой и стали актером, Франция потеряла в вашем лице харизматичного лидера. Не возникает ли желания заняться политикой сегодня?

- У нас, во Франции, предостаточно лидеров, обладающих харизмой. Я думаю, они обойдутся без меня.

Елена Демиденко

Справка:
Кристиан Клавье ( Christian Clavier ) родился в Париже 6 мая 1952 года. Блестяще закончил престижный лицей Пастера, после окончания которого еще два года учился на политолога. Некоторое время состоял во французской компартии.

Вместе со своими лицейскими друзьями он ставит первое представление под названием «Здесь нет Жоржа» в кафе-театре «Колонна». Затем они основывают труппу «L'Equipe du Splendid» («Великолепная команда»).

Вскоре его будущую избранницу Кристиану Мари-Анн Шазель и Кристиана начинают называть «самой взрывной парой за всю историю кафе-театров». В это же время Клавье учится актерскому мастерству в театре Циллы Челтон, где работает над ролью Гамлета. Помимо не вызывающих сомнений дарований актера-эксцентрика, Кристиан обнаруживает талант к литературному творчеству и становится автором и постановщиком таких пьес как: «У меня болит голова», «Банка земли против банки вина».

В 78 году он пишет пьесу под названием «Любовь, ракушки и ракообразные», которая легла в основу сценария фильма Патриса Леконта «Загорелые», ставшего культовым для поколения 70-х. Свою первую большую роль Кристиан сыграл в фильме Пьера Леру «Черт в коробке», где его партнером стал Жан Рошфор. В 1983 году в соавторстве с Тьери Ламотом, он пишет сценарий для фильма «Дедушка сопротивляется», который становится самым большим кассовым успехом французского кино 1983 года.

Супруга Кристиана Мари-Анн Шазель . Имеет двоих дочерей.

Ссылки по теме:

Фильм «9 рота»: Последний гвоздь в гроб Советского Союза

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить