Берлускони неприятно удивил Вашингтон

Если вспомнить первую фазу вторжения в Ирак – подготовку общественного мнения к грядущей войне – то окажется, что Италия изначально довольно вяло сопротивлялась доводам американского Белого дома, утверждавшего, что не ровен час, режим Саддама Хусейна решит воспользоваться оружием массового уничтожения. В начале своего правления итальянский премьер-министр мог позволить себе поддержку жесткого курса Джорджа Буша – на тот момент это было в известной степени даже более верным шагом с хорошими перспективами. Среди общего многоголосия однозначно против войны выступили лишь Франция и Германия. Тогда правительства этих стран подверглись острой критике - в памяти было еще свежо воспоминание об 11 сентября, именем которого принимались решения.

Однако на третьем году присутствия коалиционных сил в стране, которой никак не дается западная демократия – это в очередной раз показало затянувшееся принятие конституции страны – союзники все чаще оглядываются на национальные проблемы и внутригосударственные неурядицы. Одним словом, война в Ираке перестала быть популярной – речь об этом шла давно, и об Ираке давно уже можно было забыть (как и о том, по какой причине она была затеяна), если бы не ожесточенное сопротивление повстанцев, и, как следствие, растущие потери американских военных в Ираке. Одним словом, эксперимент затянулся – это, пожалуй, один из самых  серьезных просчетов Белого дома.

Между тем в  начале этой недели США ожидала другая неприятность: на этот раз внимание к Персидскому заливу привлек никто иной, как премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. И нужно отдать ему должное: получилось эффектно. Дело в том, что глава итальянского правительства заявил в телевизионном интервью, что неоднократно увещевал Капитолийский холм оставить Ирак в покое и отговаривал США от необдуманных действий.

“Я никогда не разделял уверенности, что война станет лучшим способом сделать страну демократической и избавить ее от кровавого диктаторского режима, - заявил Сильвио Берлускони. – Я несколько раз пытался убедить американского президента не начинать войну”. Такую версию событий тут же поддержал  его заместитель - Джанфранко Фини, который, в свою очередь, заметил: “Мы старались до самого конца убедить Буша и Блэра не начинать военные действия”. Более того,  изданию Il Giornale, собственному предприятию семьи Берлускони, даже удалось припомнить по такому случаю, как премьер-министр в ноябре 2003 года разошелся во мнении с Бушем все по тому же вопросу. Вместе с тем получается, что Берлускони удалось одновременно выразить два противоположных мнения, поскольку в том же году он заявил в парламенте страны, что использование силы в отношении режима Саддама Хусейна вполне правомерно и Италии следует поддержать Америку в противостоянии международному терроризму.

Последние высказывания главы итальянского правительства и решительная напористость, с одной стороны, могут показаться довольно неожиданными. Особенно если учесть, что отношения между Италией и США заметно упрочились именно в 2001 году, когда Берлускони оказался в кресле премьера.

Примечательно, что теперь, когда первый срок Берлускони на своем посту подходит к концу, отношения между Римом и Вашингтоном могут не пройти проверку на прочность. Особенно после того, как Испания в спешном порядке вывела свои войска из Ирака. Примеру Испании последовали Гондурас и Доминиканская республика. Ряд стран также вывел свои незначительные “контингенты солидарности”. Несмотря на то, что итальянские военные не принимал активного участия в военной операции в 2003 году, трехтысячный контингент – третий по количеству военнослужащих в составе коалиционных сил – играет существенную роль в послевоенный период. Уход итальянцев, о котором неоднократно говорил Берлускони, может обернуться серьезной потерей для США. Тем более, что слова были подкреплены делом: в сентябре Ирак покинули 300 итальянских военнослужащих.

Между тем в самой Италии даже сторонники премьера  выразили недоумение в связи с резким изменением официального отношения к иракской проблеме.

Впрочем, по мнению аналитиков, Берлускони, известный своей прагматичностью, пошел на известный риск, преследуя вполне оправданную цель в преддверии предстоящих выборов. Они должны пройти  апреле следующего года, и США заинтересованы в победе Берлускони, которому необходимо набирать рейтинг и побеждать на выборах. Таким образом, не исключено, что Белый дом пошел на уступку, пусть даже в таком сложном вопросе как иракский, поддерживая своего проверенного итальянского сторонника.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить