Истинную «цену страха» узнают из жизни

В то время, как в Москве освобождали заложников, в Новосибирске демонстрировали антироссийский фильм.

Инспекторы ЦРУ следят, как русские в Арзамасе-16 по их приказу демонтируют боеголовки.

Увидеть очередной голливудский "шедевр", обозначенный в афишах как политический триллер, можно в кинотеатре "Планета кино" (Дом офицеров). Эта картина поставлена по роману Томаса Клэнси, чьи предыдущие "труды" легли в основу таких псевдоисторических фильмов, как "Охота за "Красным Октябрем", "Игры патриотов", "Прямая и явная угроза". Поэтому сюжет и тему предвидеть было несложно. В России внезапно умирает больной и дряхлый президент-алкоголик, и ему на смену приходит сухой и по-военному подтянутый Немеров.

Динамика в фильме начинается после того, как Россия, пытаясь выкурить из Чечни боевиков, сбрасывает на Грозный бомбу с химическим зарядом. В результате 80 процентов населения Чечни — в основном, женщины и дети — погибают в одну секунду от нервно-паралитического газа. Америка направляет инспекторов ЦРУ в Арзамас-16 проверять, как Россия по указанию Америки демонтирует боеголовки после этого инцидента. Российский президент беспомощно огрызается: "Чечня — не ваше дело, вспомните Хиросиму и Нагасаки". И устанавливает якобы ядерный заряд на стадионе, где в это время идет чемпионат по американскому футболу. В ответ Америка, пытаясь спасти ситуацию в мире, направляет на Россию ядерный заряд. И только благоразумие сотрудника ЦРУ спасает мир от третьей мировой. Потом, конечно, выясняется, что Америку бомбила не Россия, а какие-то безымянные неонацисты, которым на руку дестабилизация в мире. В финале русский президент цитирует Кеннеди, подписывая договор о мире и добрососедстве. Но осадочек-то остался...

Самое неприятное то, что в фильме русских и украинцев играют... русские и украинские актеры. Говорят в кадре по-русски без дубляжа, постоянно что-то жуют, роняя крошки, одеты в какие-то корявые кители и носят прически с кривыми проборами. Знакомые еще по советским временам лица Льва Прыгунова, Александра Белявского, Евгения Лазарева, но в таком отталкивающем облике, вызывали лишь чувство гадливости. Ну и другие образчики маразма, знакомые по другим фильмам такого пошиба: свечное освещение во дворце российского президента, официальные съемки... на паспорт в каком-то готическом особняке с помощью допотопного агрегата-гармошки на деревянном штативе, главный советник Кремля — большой друг и подобострастный поклонник ЦРУ и т.д.

То, что этот фильм не сняли с проката в такой день, пусть останется на совести руководителей кинотеатра. Это был как раз субботний сеанс, когда заложники в Москве были освобождены, хотя и ценою немалых жертв. А после "Норд-Оста" такие фильмы воспринимаются совсем иначе. Реакция в зале с первых секунд показа была адекватной. При появлении на экране генерала Булгакова публика вслух предрекала: "А сейчас появится и полковник Достоевский!". Мэра Москвы Грушкова в неизменной лопоухой кепочке встретили дружным смехом. Но потом, когда пошли кадры Грозного после бомбардировки, зал начал возмущенно топать ногами и свистеть. Многие уходили, не досмотрев до середины со словами: "Потом расскажете, чем этот маразм кончится". Оставшаяся публика каждую кинонелепость сопровождала свистом и хлопками, и даже более или менее оптимистичный финал не сгладил общего впечатления.

Более точно название картины переводится как "Сумма всех страхов". Видимо, событий 11 сентября американцам было мало, чтобы понять, что истинную цену страха узнать можно где угодно, но только не в кино.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру