Действия судебных приставов ставят Камчатку на грань катастрофы

19 марта 2002 года Лондонский арбитражный суд вынес решение о взыскании с ОАО "Камчатскэнерго" почти 200 миллионов долларов в пользу швейцарской компании "Вудбридж Трейдинг Лимитед". 17 мая с.г. Камчатским областным судом общей юрисдикции это решение признано действительным к исполнению на территории РФ и службой судебных приставов было начато исполнительное производство по взысканию средств с "Камчатскэнерго".

Компания "Вудбридж Трейдинг Лимитед" приобрела долги "Камчатскэнерго" перед иностранными поставщиками, осуществлявшими отгрузку нефтепродуктов на полуостров в 1996-1998 гг. В тот период цены на мазут на внешнем рынке были ниже, чем на внутреннем российском, что делало поставки привозного топлива из дальнего зарубежья более рентабельными. Подобная схема признавалась экономически оправданной и впоследствии, на заседаниях межведомственной комиссии. За период поставок общая сумма экономии денежных средств составила около 20 миллионов долларов по существовавшему тогда курсу. Поставки нефтепродуктов производились с отсрочкой платежа. Рублевая задолженность "Камчатскэнерго" перед поставщиками топлива была соизмерима с задолженностью энергетикам потребителей, прежде всего федерального бюджета, т.е. схема платежей была сбалансирована.

Но после дефолта в августе 1998 года долги потребителей перед "Камчатскэнерго" так и остались в рублях без всякой индексации. В контрактах же на поставку мазута фиксировались суммы в долларах, которые в рублевом эквиваленте выросли в несколько раз за счет курсовой разницы. Таким образом, астрономические долги инопоставщикам образовались из воздуха, а "Камчатскэнерго" и вместе с ним население Камчатки попали в финансовую ловушку на 85,9 миллиона долларов. Компания "Вудбридж Трейдинг Лимитед" настаивает и на взыскании судебных издержек в сумме 115 тысяч фунтов стерлингов, и процентных платежах в размере 108,2 миллиона долларов. Требуемая неустойка значительно превышает сумму основного долга и явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. Исполнение решения Лондонского суда создает угрозу безопасности всей жизни, поскольку Камчатская энергосистема является основным производителем и поставщиком электрической энергии на территории двух субъектов РФ, расположенных на полуострове.

Проблема эта, конечно, на контроле и в РАО "ЕЭС России", и в Правительстве. 24 октября на совещании у вице-премьера В.Христенко вновь позвучало предложение РАО "ЕЭС России" о готовности погасить сумму прямого долга при отказе "Вудбриджа" от выплаты штрафных санкций. Договоренность пока не достигнута. Но в любом случае уровень решения этого вопроса не камчатский.

Юридическая служба "Камчатскэнерго" обращалась во все возможные инстанции, любой ценой пытаясь приостановить исполнительное производство, и всегда наталкивалась на мощное противодействие со стороны службы судебных приставов (ССП). "Камчатскэнерго" не в состоянии самостоятельно погасить долг, образовавшийся в результате общероссийского финансового кризиса, да к тому же на миллиард превышающий годовой бюджет Камчатской области. Для этого предприятие должно прекратить всю текущую деятельность, в том числе и по приобретению топлива. Долго ли проработает энергосистема на имеющихся запасах? Ответ очевиден. А когда из-за отсутствия мазута закончится и товарная продукция в виде тепловой и электрической энергии, предприятие встанет. В холод и мрак погрузится вся Камчатка. Неужели этого добиваются судебные приставы? И почему их принципиальность так избирательна, и именно иски "Вудбриджа" удостоились такого пристального внимания и рвения в исполнении?

Так, 18 октября были произведены опись и арест дебиторской задолженности ЗАО "Судоремсервис" в размере 301 тысячи рублей. А уже 21 (!) октября деньги были переведены на счет ССП, причем по исполнительному листу за издержки Лондонского суда. Похвальная оперативность, учитывая, что, по сути, руководство камчат-ского предприятия перевело зарплату парочке английских клерков, лишив, быть может, самих себя лишней сотни киловатт, если вдруг зимой опять придется экономить из-за нехватки мазута. Об этих событиях "Камчатскэнерго" решили уведомить только 25 октября, о чем свидетельствует штемпель с датой отправки на почтовом конверте. К грубому нарушению прав должника можно отнести и сам факт ареста дебиторской задолженности в стенах "Судоремсервиса". Подобные вещи должны производиться по документам кредитора, т.е. на территории "Камчатскэнерго". Кроме того, задолженность "Камчатскэнерго" компании "Вудбридж" относится к пятой очереди. А в третьей, например, числятся 500 тысяч рублей Фонда социального страхования. 300 тысяч — это более половины, так почему же деньги ушли за океан, а не остались в области на нужды социальной сферы?

И вообще, что такое 300 тысяч, когда речь идет о миллионах долларов или миллиардах рублей? Один такой миллиард в качестве дебиторской задолженности имеется на совести казны Петропавловска. Но почему-то муниципальная дебиторка совсем не заинтересовала судебных приставов. Равно как не был проявлен интерес к форсированию действий по взысканиям "Камчатскэнерго" к должникам на 380 миллионов рублей, уже определенных судом и переданных на исполнение. Некоторые документы лежат мертвым грузом в службе с 1999 года, и никакого движения по ним нет. А ведь именно эти средства можно изъять в счет погашения долга безболезненно для энергосистемы. Но, вероятно, дело это хлопотное, а лишние проблемы ССП не нужны: лучше тихо-мирно собирать по копеечке.

Обращусь к пресс-релизу Управления Минюста России по Камчатской области: "За девять месяцев 2002 года на исполнении в службе находилось 84362 исполнительных документа, общая сумма взысканий по ним превышает восемь миллиардов рублей". Колоссальный труд, тем более, что две трети этой суммы проходят по 8 исполнительным листам "Вудбриджа" к "Камчатскэнерго". "В среднем на одного сотрудника приходится до тысячи исполнительных документов...отсюда недовольство и жалобы в адрес службы судебных приставов как со стороны физических, так и юридических лиц...на сроки и качество исполнения судебных решений". Отсюда и приоритеты при выборе исполнения: лучше меньше, да...больше с точки зрения взыскиваемой суммы. Гораздо эффективней заниматься 8 исполнительными листами на сумму 6 миллиардов, чем целой тысячей на миллион.

"Судебный пристав все время на краю острых, конфликтных, болезненных ситуаций, поэтому основные его качества — профессионализм, корректность, выдержка и, наконец, строгое следование букве Закона". Последний принцип, как показывает практика встреч юристов "Камчатскэнерго" с представителями ССП в суде, трактуется ими как "разрешено все, что не за-прещено Законом". А алгоритм действий диктует судебным приставам здравый смысл. Именно он подсказывает им так активно работать в пользу далекой Швейцарии и непримиримо взыскивать деньги с должника-"Камчатскэнерго". Даже ценой благополучия своих земляков.

Зоя Светлова

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"