Кто в пролете?

Бойкот Дании становится в России навязчивой идеей
Похоже, из-за одного единственного негодяя, которого датские власти из малопонятного россиянам упрямства отказываются выдать России, вполне могут произойти значительные неприятности на ниве экономики. Более того, все последние усилия российского правительства по налаживанию более тесного экономического взаимодействия между Данией и Россией сегодня оказались под большим вопросом. После захвата заложников в Москве, страх и ненависть россиян, похоже, нашли себе подходящую (и совершенно нестрашную) цель для "пятиминуток ненависти". Поразительно, но факт — сегодня к бойкоту датского бизнеса и датских товаров призывают фигуры, еще вчера считавшиеся вполне здравомыслящими.

Так, сегодня президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадий Вольский открыто поддержал тех представителей российских деловых кругов, которые решительно высказываются за сокращение импорта из Дании. В интервью российским СМИ Аркадий Вольский заявил, что такое сокращение никак не отразится на российской экономике.

По словам главы РСПП, сегодня как никогда велика конкуренция на международном рынке. Как-никак экономики Западных стран переживают глубочайший со времен нефтяного кризиса начала семидесятых годов прошлого века спад производства. И, естественно, любой новый рынок сбыта для западных бизнесменов — как манна небесная. Поэтому Россия без всяких для себя проблем может заменить один источник импорта на другой, и соответственно переориентироваться на совершенно других поставщиков. Такой "разворот", по мысли Аркадия Вольского, станет нашим решительным ответом властям Дании, которые сегодня неприкрыто поддерживает террористов всех мастей.

И действительно разрешение властей Копенгагена на проведение "Всемирного чеченского конгресса" , в организации которого принимали участие самые настоящие террористы вроде Ахмеда Закаева , в то самое время, когда в Москве заложниками чеченской банды Мовсара Бараева стали несколько сотен зрителей и артистов мюзикла "Норд-Ост" , по меньшей мере, выглядело странно. Упрямство датских властей в вопросе о выдаче Ахмеда Закаева России, также не прибавляет Дании международной популярности. Про Россию и говорить нечего. Судя по высказываниям многих наших политиков, можно сделать заключение, что в горах Чечни российские войска воюют не с потомками мятежных горцев Кавказа, а с отрядами викингов в рогатых шлемах, да к тому же еще объевшихся мухоморов.

МЕжду тем, Россия сегодня совершенно правильно оказывает столь сильное политическое давление на правительство Дании. Но хочется верить, что это делается отнюдь не для того, чтобы как-то Данию наказать и продемонстрировать всему миру нашу неукротимость и непобедимость. А для того чтобы восторжествовала справедливость, и убийцы российских солдат, женщин и детей оказались перед судом и отправились искупать свою вину в мордовские лагеря — к голодным и озлобленным русским зекам. И, возможно, для того чтобы все государства мира поняли — прятать у себя террористов (чеченских ли, арабских ли, курдских ли) весьма небезопасно. Потому что пока у террористов есть покровители и места, где их ждет "и стол, и дом", все попытки борьбы с ними останутся безуспешными. В конце концов, США не могут воевать с половиной мира. А уж Россия и подавно.

Однако стоит ли правительству России из-за одного единственного чеченского террориста, ставить сегодня под удар весь комплекс отношений с Данией вообще? И в частности торгово-экономических? Особенно после того, как в апреле этого года премьер правительства РФ Михаил Касьянов фактически открыл перед датским бизнесом "зеленую улицу" в российскую экономику? И датский бизнес выразил горячую заинтересованность в инвестициях в нашу страну.

Напомним, что в апреле Михаил Касьянов провел переговоры с премьер-министром Дании Андерсом Фогом Расмуссеном и "круглый стол" с представителями ведущих датских компаний. И призвал их к более тесному сотрудничеству, как по части инвестиций, развертывания датского производства в России, сотрудничества в энергетике и агропромышленном комплексе (который, кстати, в Дании по праву считается лучшим в мире, несмотря на не слишком благоприятный скандинавский климат), но и по экспорту высоких технологий. В итоге Касьянов и Расмуссен даже договорились о том, что в ближайшее время Дания откроет в России представительство Датского инвестиционного Фонда для поддержки инвестиционного сотрудничества двух стран. Теперь, похоже, уже не откроет.

И это очень неприятно. Тем более что датский бизнес оказался весьма заинтересован и в инвестициях, и в налаживании у нас своего производства. Даже при тех сонно-беспробудных экономических отношениях между Россией и Данией, которые ни шатко, ни валко продолжались до сих пор, датские инвестиции каким-то образом умудрились достигнуть 300 млн. долларов , а товарооборот за последние несколько лет вырос в 1,7 раза и в прошлом году составил 1,1 млрд. долларов . И это произошло как бы само по себе, без каких-то усилий со стороны правительств. Для взаимодействия "снизу" вполне приличный результат.

Конечно, по сути дела главный российский лоббист Аркадий Вольский прав. Российские потребители вполне обойдутся без пива "Туборг" и "Карлсберг" , конструкторов "Лего" ,холодильников "Дерби" и хот-догов из забегаловок "Топ-Стоп" . Более того, исчезновение из торговли датских товаров, не приведет к какому-то заметному дефициту. Тем более что тут же найдутся в Европе желающие наполнить образовавшуюся лакуну собственным товаром. К примеру, Финляндия, экономика которой всегда очень зависела от торговли с СССР, после распада Союза, утратила свой статус "окна в мир порока и капитала". И в Хельсинки об этом до сих пор сожалеют, и всеми силами стремятся вернуть наше сотрудничество на уровень счастливых времен "борьбы за мир во всем мире и разрядки международной напряженности".

Так то это так. Однако, согласно статистике, Дания сегодня — единственная европейская страна, у которой в торговле с Россией существует отрицательное торговое сальдо. Иными словами, Дания покупает у России на 415 млн. долларов , а Россия у Дании на 705 млн . Это означает, что в структуре датского экспорта в Россию имеются такие эксклюзивные товары, которые российский производитель самостоятельно произвести не в состоянии, а производители из других европейских стран в этой части переплюнуть датского не могут.

При этом, по данным ИА "ОРЕАНДА", Россия экспортирует в Данию нефть и нефтепродукты (доля в экспорте - 48% ), рыбу и морепродукты (21%),
древесину и пиломатериалы (9%), черные металлы ( 6% ), удобрения ( 3% ), одежда ( 3% ), натуральный мех ( 1% ). Начались поставки российских судов, лодок и плавучих средств, доля которых в российском 2001 году составила 1% . В свою очередь, в импорте датских товаров на первом месте продукты питания и сырье для их производства ( 42% ), машины и оборудование ( 24% ), мебель ( 3% ), обувь ( 2% ), фармацевтические товары ( 2% ). Так, на Данию приходится 15% от общего объема мяса, импортируемого Россией. При этом регионы Северо-запада России традиционно рассматриваются на официальном уровне в Дании в качестве приоритетных районов для датско-российского сотрудничества.

В этой связи, хотелось бы напомнить, что Дания крупнейший поставщик в Россию инсулина, без которого и дня не могут прожить сотни тысяч россиян, больных сахарным диабетом. Проблема эта настолько серьезна, что была создана даже президентская программма по импртозамещению привозного инсулина отечественным. Однако пока производство российского инсулина так и не налажено.

Не исключено, что российские диабетики так же как и миллионы других россиян возмущены тем, что датское руководство демонстративно отстранилось от "проблемы Закаева", оставив ее на рассмотрение собственной полиции. Однако, не смотря на этот праведный гнев, не стоит забывать, что без датского инсулина они могут просто умереть. Причем, по данным Минздрава РФ , которые он старается не афишировать, среди больных диабетом, принимающих отечественный инсулин, произведенный в рамках президентской программы, смертность выше в несколько раз.

Поэтому, когда Аркадий Вольский или другие российские политические и экономические деятели призывают к бойкоту Дании по всем параметрам, в надежде заработать несколько дополнительных политических очков перед скорыми парламентскими выборами, им не следует забывать, что мир сегодня стал очень маленьким, и все его части тесно взаимосвязаны.

Не знаю, будет ли плохо от нашего бойкота Дании, но точно могу сказать, что Россия дискомфорт испытает точно. Поэтому что даже такая вроде бы мелочь, как локальная военная операция США в Афганистане, привела в движение чуть ли не три четверти мировых капиталов, и в некотором роде послужила прологом к сегодняшнему мировому кризису. Вовсе не исключено, что российский экономический бойкот Дании приведет к какому-нибудь локальному кризису маленькой и очень локальной экономики России. И кто тогда окажется в пролете?

Впрочем, это отнюдь не значит, что не нужно, во что бы то ни стало добиваться экстрадиции Ахмеда Закаева. Нужно. А если датские власти будут упорствовать, то подождать, пока они его отпустят и организовать его похищение силами российских спецслужб для последующего открытого и справедливого суда в России. Как это не раз делал маленький и боевитый Израиль с нацистскими преступниками и палестинскими террористами. И пусть потом нас за это осуждает маленькая и принципиальная Дания, где чеченские террористы, в отличие от России, разгуливают по туристско-пасторальной столице этакими свободолюбивыми овечками. Без автоматов, тротила и вдов-шахидок.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру