Пойдут ли молодые на завод?

В редакцию нашей газеты обратилась группа рабочих ОАО «Станкозавод имени Фрунзе» с просьбой посетить предприятие и на месте поговорить о тех проблемах, которые их волнуют

Как выяснилось, основная проблема станкостроителей — низкая заработная плата, задержки в ее выплате. По словам рабочих, она колеблется от 800 до 1100 рублей, которые к тому же, приходится ждать по 2 — 3 месяца.

— В то же время более половины всех помещений сдано в аренду, — говорит член профкома завода, начальник ОТК А.В. Трусов, — но куда идут средства от этой аренды, в каком объеме, рабочие не знают.

Немало претензий к руководству предприятия и по поводу бытовых условий, обеспечения рабочих спецодеждой.

— Я литейщик в литейном цехе, — говорит С.В.Сюсюкин, — для работы мне необходимы брезентовая куртка и специальная обувь с железным наконечником. Связано это с тем, что я имею дело с чугуном, температура которого достигает 1100 — 1200 градусов. И обычная одежда и обувь тут не подойдут. К сожалению, до сих пор я не обеспечен ни курткой, ни обувью.

— В прошлые годы завод очень серьезно занимался подготовкой к зиме, — дополняет рабочего председатель профкома Ю.Г. Попов, — но не в этом году. Некоторые цеха, например механо-сборочный, совершенно не готовы к ненастью, в удручающем состоянии одна из раздевалок, душевая.

Я убедился в правоте рабочих. Стены в душевой черные, грязные, на потолке обсыпалась штукатурка. А в раздевалке из-за течи в крыше стоит вода.

— Два месяца у нас не работала котельная, и рабочим приходилось мыться холодной водой, — говорит слесарь-сборщик В.Ю.Рябинин, — представляете, что такое литейщику не дать помыться горячей водой после работы? А связано это было с тем, что перекрыли поставку газа. Кстати, и отключение электроэнергии у нас не редкость.

А вот и механосборочный цех. Прямо скажу — обстановка там на момент нашего посещения была не совсем благополучная, условия труда скверные. В цехе течет крыша, из-за этого в нескольких местах стояли лужи воды. Это не только создает дискомфорт для рабочих, но и небезопасно: в цехе находятся электрощиты. Кроме того, вода попадает на некоторые станки, они ржавеют. Наконец, нужно застеклить все окна. Вывод напрашивается один — завод не готов к зимнему периоду.

Ну а что думает по поводу этих проблем руководство? Мы встретились с директором предприятия А.Р.Кочикьяном и попросили ответить на вопросы, поднятые рабочими.

— Действительно, признаю, что зарплата у работников завода низкая, в среднем она составляет 1230 рублей. Хотя и наблюдается положительная динамика — год назад средняя зарплата у нас была 1050 рублей. Невысокий ее уровень связан с тем, что сегодня большая часть средств идет на погашение старых долгов. Но в ноябре мы закроем все долги по зарплате.

Директор признал, что спецодежду для литейного цеха покупать надо, и завод это сделает. А вот с обувью сложнее. Если для других цехов ее приобрели быстро, то для литейного это сделать пока не удалось. Что касается крыши механосборочного цеха, она еще месяца три будет течь, поскольку ремонт помещений проводится по остаточному принципу, а сейчас на очереди другие подразделения.

По поводу сдачи помещений в аренду установка на заводе одна — все лишние помещения должны работать и приносить доход. А поступившие деньги идут на уплату налогов, на зарплату и т.д.

— Ну а каковы перспективы завода? — поинтересовался я.

— В этом году освоили выпуск нового станка, — сказал А.Р.Кочикьян, — 7 подобных станков уже реализовали. Если в этом году всего мы выпустили 40 станков, то на следующий планируем довести их количество до 60 — 70, причем многие из них пойдут на экспорт. Кстати, качество наших станков более высокое, чем у аналогичного оборудования конкурентов из Турции и Китая. Ведем работу по энергосбережению — уменьшили затраты в 1,7 — 1,8 раза. Хотя долги у предприятия немалые — 6 — 7 млн. рублей.

Если послушать директора, то получается, что не все на заводе так уж и плохо. Вот только рабочим от этого нелегко. Заботятся о них, прямо скажем, неважно. А уровень зарплаты не просто низкий, а очень низкий. Что такое зарплата в 800 рублей при нынешних ценах и тарифах? Только за одну трехкомнатную квартиру в месяц сегодня надо выложить более 700 рублей. И как мужчине, главе семьи, месяц кормить семью за 1000 — 1200 рублей, не знаю. Может быть, директор подскажет? Между тем Президент Адыгеи Х.М.Совмен на своих встречах с жителями республики прямо заявил: люди должны получать достойную зарплату за свой труд. И не 1000 или 1500, а минимум 3—5 тысяч. И если руководитель не может обеспечить этот уровень, то, значит, это плохой руководитель.

Не удивительно, что из-за такой зарплаты и молодежь не торопится идти на завод. А каковы тогда его перспективы, если на смену пожилым рабочим не придут молодые?

И, конечно, надо было руководству позаботиться и о бытовых условиях, о нормальной обстановке в цехах. И крышу в помещении механосборочного цеха крыть не осенью или в зимнюю стужу, а летом. Как сейчас рабочим трудиться, когда в дождливую пору сверху просачивается вода и в цеху стоят лужи?

Понятно, что решение всех этих проблем, в том числе бытовых, зависит от производственного потенциала завода. Улучшит ли ситуацию упомянутое директором увеличение выпуска станков в будущем году, посмотрим. Но то, что нужны более кардинальные меры, эффективные действия в этом направлении, это безусловно. Нельзя допустить того, чтобы завод еле-еле сводил концы с концами, а его рабочие получали мизерную зарплату.

В. Киселев,
"Советская Адыгея".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру