Гигантомания

Страсть мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова к масштабным проектам общеизвестна. Но, видимо, одной Москвы ему мало. Об идее Лужкова реанимировать проект поворота сибирских рек в Среднюю Азию сказано и написано уже немало — все-таки перед празднованием Нового года новостей, подобных этой, не так уж и много. Большинство комментаторов либо незримо крутили пальцами у виска, либо глубокомысленно рассуждали о том, что московский мэр таким экстравагантным способом пытается вернуть себе политическое влияние. Но что-что, а до сих пор московского мэра можно было упрекнуть в популизме, а никак не в авантюризме. Зачем же все-таки ему понадобилось озвучивать идею проекта, который вроде бы похоронили 20 лет назад?
Вчера московский мэр вновь рассказал о своем видении реализации проекта по переброске воды из сибирских рек в Среднюю Азию. Он назвал лживыми утверждения СМИ о том, что речь идет о повороте сибирских рек на юг. На самом деле мэр, говоря о проекте, имел в виду несколько другое: предложение сводится к использованию 5-7% паводковых стоков Оби и Иртыша и продаже воды в южные российские регионы, Казахстан и Узбекистан, "которые ее готовы покупать". Кроме того, московский градоначальник сослался на мировой опыт — во Франции, например, рассматривают возможность переброски стоков реки Роны, и это воспринимается довольно спокойно. И вообще, вода — возобновляемый ресурс, так что ничего страшного в том, что часть сибирской воды окажется в Средней Азии, нет.
Кстати, о реанимации этого проекта еще в начале апреля этого года заговорили в Узбекистане. Среди горячих поклонников этой идеи — президент Ислам Каримов. Так что сторонники у московского мэра есть.
Впрочем, доводы Юрия Лужкова совершенно не убедили его коллегу — губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского. Выступая на пресс-конференции в Новосибирске, губернатор заявил: "Не знаю, что его подвигло на высказывание этих предложений, тем более, что этой проблемой уже занимались, и даже как научная идея она не выдерживает серьезной критики, совершенно очевидна абсурдность этой идеи".
Он подчеркнул, что масштабы проекта, предполагающего, в частности, прокладку канала длиной 2550 км по территории трех государств, являются нереальными и с экономической точки зрения. "Убежден, что в современном мире очень трудно идти на реализацию проектов, отдача от которых может появиться очень не скоро", — отметил Виктор Толоконский.
Но помимо экономических расчетов, существуют и политические соображения. Мол, поставляя в Среднюю Азию воду, Россия тем самым приобретет еще один рычаг влияния. Тем более, что этих "рычагов" сейчас не так уж и много.
Тем не менее, реализация данного проекта вряд ли возможна. Слишком больших капиталовложений он требует. Если от него отказались во времена Советского Союза, когда на "стройки века" денег не жалели, то о чем можно говорить сейчас? Юрий Лужков уповает на привлечение инвестиций из-за рубежа. Но чтобы их привлечь, нужно убедить потенциальных инвесторов в том, что проект будет прибыльным. Просто так денег на то, чтобы Россия упрочила свое влияние в Средней Азии, никто не даст. А между тем, получение дивидендов от этого проекта весьма туманно. В конце концов, речь ведь идет не о Саудовской Аравии или Кувейте...
В общем, вряд ли идея московского мэра получит какое-то осязаемое воплощение — других забот хватает. Правда, так исостался без ответа вопрос, зачем все это нужно Юрию Лужкову. Но может быть все объясняется просто — ведь мэру всегда нравилось делать что-то масштабное. А переброска стоков сибирских рек в Среднюю Азию проект гораздо более грандиозный, чем реконструкция МКАД...

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить