Жемчужина России: Нумто - загадка на берегу "небесного озера"

Нумто. Непосвящённому человеку это слово ничего не объяснит, хотя вмещает в себя целые пласты для исследований политологам, историкам, религиеведам, географам...

Такое уж это удивительное место на карте Ханты-Мансийского автономного округа.

В переводе с ненецкого “Нумто” означает “Божье или Небесное озеро”.

Так же называется и маленький посёлок на его берегу. Живут здесь ненцы и ханты. Людей других национальностей нет, они просто не выдерживают почти первобытного образа жизни, отсутствия телевидения, телефонной связи и прочих благ цивилизации. Не задерживаются здесь надолго медики, хотя фельдшерско-акушерский пункт существует почти с первых лет советской власти, а медицинский работник обеспечивается не только жильём, но и дровами, причём бесплатно.

Последний фельдшер вытерпел нумтовскую жизнь всего три месяца, да и то почти всё время пил.

“Теперь люди лечатся сами, кто как может”, — жалуется моя старая знакомая Лидия Тимофеевна Логаны.

Отсутствие медика — не единственная проблема пограничной с Ямалом национальной деревни. Никак не дождутся нумтовцы, когда у них засветятся экраны телевизоров... Вместо телефона по-прежнему — радиосвязь с Казымом. Хорошо, что почту пока не закрыли. Никак не решается проблема снабжения жителей дровами.

Деревушка лесная, а привезти себе дрова могут только те семьи, где есть олени или “бураны”. Одинокие, больные лишены этой возможности и надеются только на помощь сердобольных земляков. Да и заготавливать приходится дрова километров за двадцать-двадцать пять от деревни. Нумто никогда не считалась перспективной деревней — из-за отдалённости от других населённых пунктов, районного центра.

И всё же надежда на улучшение жизни не угасала, особенно во времена расцвета оленеводческого совхоза “Казымский”. Он содержал здесь три бригады. Люди сдавали государству не только мясо, но и панты. Сейчас времена другие. Совхоз еле-еле дышит, отделение в Нумто давно ликвидировано. Оленей держат только частники. У некоторых семей осталось всего по несколько оленей. У Лидии Тимофеевны, например, всего два, пасутся они в стаде её племянника Александра Пяка.

Работы в Нумто практически нет, жители получают пособия по безработице. По существующим правилам для переоформления или продления пособия им приходится регулярно ездить в районный центр Белоярский на перерегистрацию. Очень накладно для тех, чей семейный бюджет складывается, в основном, из небольшой суммы “детских”, пособий по безработице и стариковских пенсий.

“Не лучше ли специалисту из центра занятости приехать в Нумто, а не нам добираться до Белоярского?” — спрашивают женщины.

Кстати, подобный вопрос задают не только безработные Нумто, но и в других населённых пунктах округа, однако он всё равно не решается.

Зарабатывать, хоть и небольшие суммы, всё-таки можно. Нынче был большой урожай ягод, только ленивый не собирал. Продавец Галина Пяк принимает их до сих пор, а потом отправляет в райрыбкооп. Можно шить: малицу, национальное платье; плести бисерные украшения. Выставки в местном клубе давно ушли в прошлое, но музеи пока делают заявки на изготовление аборигенных предметов быта, и на этом тоже можно заработать. Мужчины идут егерями в национальный природный парк “Нумто”.

Деревня
Нумто
63°30′48″ с. ш. 71°21′25″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Субъект Федерации Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Муниципальный район Белоярский
Сельское поселение Казым
История и география
Часовой пояс UTC+5:00
Население
Население 199человек (2010)
Национальности ханты
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс 628162, код ОКАТО - 71111910002
Код ОКАТО 71111910002
Код ОКТМО 71811410106

Иван, сын Лидии Тимофеевны, недавно возвратился из Чечни весь издёрганный. Матери посоветовали подлечить ему нервы, но она поступила более мудро, отправив сына в лес, который укрепляет не только тело, но и душу. Теперь парень работает егерем в парке, очень доволен жизнью и подумывает об учёбе в институте. Кое-кто устраивается обходчиками и сторожами на нефтяных объектах “Ноябрьскнефтегаза”.

Нефтяники всё ближе подходят к деревне, оттуда уже видны огни буровых. Люди говорят, что с ними вроде бы должны заключать экономические соглашения, как это практикуется в сургутской тайге, куда они иногда наезжают свататься, но пока таких предложений не поступало. Буровые располагаются километрах в двадцати пяти от Нумто, жителей беспокоит это соседство, но ещё больше — известие о том, что большая нефть находится под культовым островом посредине священного озера.

Природный парк регионального значения «Нумто» появился в 1997 году, это территория самой южной тундры России, центр Западно-Сибирской равнины. Расстояние от парка до Белоярского - 200 км, до Сургута - 300 км. Площадь парка - более 500 тыс. гектаров. Здесь расположено одно из самых богатых водно-болотных угодий средней Сибири - «Водораздел Нумто». Еще одна из особенностей парка - здесь соприкасаются три природные зоны - тундра, лесотундра и тайга. Ханты и лесные ненцы живут в Нумто рядом, сохраняя свои традиции. Жемчужиной парка называют озеро Нумто, самое большое озеро в Тюменской области - его площадь 56 км2. Вокруг озера, по данным Гринпис, находятся 65 древних памятников этнической культуры, более ста археологических памятников и семь крупных святилищ. Весь комплекс этнических памятников в окрестностях Нумто в 2016 году вошел в единый государственный реестр культурного наследия народов Российской Федерации.

Ещё до войны там было много идолов, считалось, что они охраняют всю окрестную территорию от напастей. Старожилы рассказывают, как один из рьяных комсомольцев порубил идолов, но за своё святотатство поплатился жизнью. Возмездие настигло и русскую женщину, собиравшую там чернику. Аборигены свято верят, что духи осквернённого озера не в обиде на своих земных детей и всё равно защитят их. Но, однако, то ли сил у духов не осталось, то ли покинули они Нумто, — жизнь в посёлке никак не хочет налаживаться...

Альбина Глухих

Обсудить