Таймыр: Выборы без выбора

Карта Таймыра 26 января жители Таймыра будут выбирать нового губернатора округа. Недра заполярного полуострова сказочно богаты: тут и цветные металлы — золото, платина, никель, медь, и алмазы, и нефть, и уголь. Обычно за такие сокровища разворачиваются нешуточные баталии между различными политическими силами, за которыми стоят крупные финансово-промышленные группы.

Ведь не секрет, что региональные политики практически всегда выражают чьи-то экономические и финансовые интересы. Однако, несмотря на приближающиеся выборы, на Таймыре все спокойно. Похоже, что острых конфликтов, свойственных другим регионам России, в самом северном субъекте Российской Федерации не будет и в дальнейшем.

Чем же вызвана эта нетипичная ситуация? Ответ прост: в отличие от других регионов России Таймыр — сфера влияния всего лишь одной ФПГ. Вернее, одной, хотя и очень крупной компании — ГМК "Норильский никель". Его налоговые отчисления составляют львиную долю всех бюджетных доходов округа — около 85%. Крупнейшее предприятие Таймыра — Дудинский порт, который является структурным подразделением опять же "Норильского никеля". Заметные по местным масштабам производства — "Норильскгазпром" и "Таймырэнерго" - настолько тесно связаны с комбинатом, что их юридическая самостоятельность носит скорее формальный характер. Все остальное, грубо говоря, просто мелочь: мастерские, кое-какие торговые и транспортные предприятия, цеха по переработке рыбы и мяса, народные промыслы коренных жителей полуострова...

В современных условиях, когда государственная власть на окраинах России серьезно ослабла, зачастую интересы государства там, по сути, представляют крупные компании, — те из них, разумеется, которые выступают с государственнических позиций и строят свою работу, учитывая интересы государства и общества. На Таймыре такой компанией является "Норильский никель", взявший на себя многие функции, ранее исполнявшиеся госструктурами. И государство такое положение, похоже, устраивает.

Тем не менее многие месторождения остаются пока невостребованными. Не захотят ли, к примеру, крупные нефтяные компании начать добычу нефти на Крайнем севере Красноярского края, не захочет ли АЛРОСА разрабатывать алмазоносные трубки под Хатангой? Как ни покажется это странным, вряд ли они пойдут на Таймыр.

Для того, чтобы нефте- и газодобыча на Таймыре стала рентабельной, необходимо сразу налаживать крупномасштабную добычу и экспорт углеводородов, а значит, создавать гигантскую инфраструктуру, сеть трубопроводов, десятки поселков, дороги. Это многомиллиардные (в долларах) вложения, а прибыль станет реальной лишь через много-много лет. Плановая советская система могла позволить себе бросить силы на освоение нефтегазовых богатств Западной Сибири. Теперь же развернуть полномасштабную нефтедобычу даже в гораздо более близких к "цивилизации" Иркутской области и Эвенкии пока не удается из-за огромных затрат. Значит, интересы консорциумов крупнейших компаний до нефтяных богатств Таймыра дотянутся в лучшем случае через многие десятилетия. То же и с алмазами: компания АЛРОСА готова вкладываться в добычу драгоценных камней в более или менее освоенной архангельской области, но никак не в окрестностях Хатанги, затерянной в арктической пустыне.

Значит ли это, что богатства Таймыра останутся неосвоенными? Ни в коем случае. Но добывать их будет та компания, которая уже работает в регионе, то есть "Норильский никель". Комбинату выгодно, в отличие от нефтяных гигантов, развивать ту же нефтедобычу в ограниченных масштабах, — для снабжения нефтепродуктами Таймыра. Компания вполне способна вложить средства и в добычу золота — имея развитую инфраструктуру в норильском промышленном районе, мощности по переработке цветных металлов и значительные средства, "Норникель" способен сделать золотодобычу рентабельной. Нетрудно представить себе и инвестиции комбината в добычу тех же алмазов и угля — будет вполне естественно, если столь крупная компания начнет диверсификацию добычи и переработки сырья, что он уже делает.

И "Норникель" уже начинает освоение "непрофильных" для комбината месторождений. Компанией уже приобретены 90,91% акций ОАО "Таймырнефтегаз", который ведет разработку газовых месторождений. И самое главное — жители полуострова прекрасно отдают себе отчет, что новые ФПГ в регион не придут, и создание новых рабочих мест, следовательно, и рост их благосостояния в целом зависит именно от "Норникеля". От металлургического гиганта зависят и другие стороны жизни полуострова: так, компания оказывает региону существенную помощь в вопросах энергообеспечения, развития, эковосстановления территории.

От уровня взаимоотношений между администрацией округа и "Норникелем" фактически зависит развитие Таймыра. При губернаторе геннадии неделине эти отношения оставляли желать лучшего, и регион погрузился в тяжелый кризис. А когда округ возглавил бывший гендиректор компании Александр Хлопонин, помощь "Норникеля" Таймыру существенно возросла, кризисные явления были преодолены в короткий срок, и полуостров встал на путь устойчивого развития. За полтора года правления Хлопонина Таймыр добился успехов как в экономике, так и в социальном развитии. И жителям округа это отлично известно. Поэтому любой кандидат, пытающийся играть на противопоставлении интересов Таймыра и "Норникеля", заранее обречен на неудачу. Даже если представить себе невозможное — победу на губернаторских выборах оппозиционного по отношению к ГМК кандидата, ему не останется ничего другого, кроме попыток любыми средствами и в кратчайший срок наладить отношения с предприятием, которое справедливо называют регионообразующим. И еще одна маленькая деталь: закон о выборах губернатора ТАО от 09.10.2002г. предусматривает предельный размер избирательного фонда — 550 тыс. рублей. Понятно, что победить, уложившись в рамки этой смехотворной суммы, может только человек, очень хорошо известный таймырцам. Понятно, что это может быть только тот, кто так или иначе связан с "Норникелем".

Из всего этого следует, что сейчас в Таймырском округе нет, да и в ближайшие годы не может появиться какой-либо силы, способной поставить под сомнение уникальное положение "Норильского никеля" в регионе. Теоретически можно представить себе, что против кандидата, представляющего интересы "Норильского никеля" попробует выдвинуться какой-нибудь "обиженный" на нынешнюю администрацию местный чиновник. Тогда губернаторские выборы обретут некую интригу, но победить такой кандидат безусловно не сможет: он не сможет получить поддержки ни какой-либо ФПГ, ни крупной политической партии федерального уровня, ни населения округа. Вряд ли — по тем же причинам — возникнет соблазн поучаствовать в таймырских выборах и у какого-либо федерального политика.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить