Новый год начался в декабре

В ноябре Смольный еще удерживал внушительный контингент сторонников. В декабре перевес его противников стал не просто большим, а многократным

Якобы "не замеченные" городом выборы в Законодательное Собрание изменили политические настроения петербуржцев сильнее, чем самые шумные скандалы последних двух-трех лет.
Хотя 8 декабря избиратели послали в Мариинский дворец примерно тот же депутатский корпус, который и раньше там заседал, отношение петербуржцев к городской представительной власти вовсе не пронизано чувствами довольства и умиротворения.
Это — первый, но не единственный и даже не главный вывод, вытекающий из декабрьских замеров общественного мнения, выполненных по заказу "Дела" социологической службой АСИ (телефонный опрос 510 петербуржцев по представительной выборке).

Город знает цену этим выборам

Менее чем каждый третий петербуржец побывал 8 декабря на избирательном участке. Но свое мнение о результатах голосования есть у более чем двух третей сограждан(см. табл.)

Кандидаты, которые просто подкупили избирателей 19%
Кандидаты, которые на деле доказали, что лучше всех защитят интересы избирателей 17%
Кандидаты, которые на деле доказали, что лучше других умеют управлять городом 15%
Теневые круги 12%
Никто не одержал 4%
Другое 3%
Трудно сказать 30%

Бросается в глаза, что отрицательно окрашенные характеристики кандидатов-победителей ("покупатели голосов" и "теневики") выбраны почти ровно таким же числом опрошенных — 31%, как и характеристики благожелательные ("защитники избирателей" и "умеющие управлять") — 32%.
Но если вникнуть, то грань между "подкупившими избирателей" и "на деле доказавшими, что защищают их интересы" почти неуловима. Во многих случаях вторая из этих характеристик — лишь перевод первой на благопристойный язык.
Во всяком случае, довольно скромное число тех, кто верит, что в ЗакС попали как раз те, кто "умеет управлять городом" (15% опрошенных), указывает на то, что большинство горожан трезво видит наши реалии: петербургский парламент — это не столько орган для решения городских проблем, сколько собрание представителей местных или каких-то других неафишируемых интересов.
Еще глубже взгляд наших респондентов на то, как эти выборы легли в контекст "большой" петербургской политики.

Как Вы считаете, сторонники или противники губернатора Яковлева одержали победу на выборах в ЗакС?

Победили сторонники губернатора 32%
Победили противники губернатора 23%
Трудно сказать, кто победил 45%

В чем в чем, а в профессионализме политологического анализа среднему петербуржцу не откажешь. Ведь и расклад оценок в экспертном сообществе буквально такой же: чаще всего встречается мнение, что не победили ни те, ни те; несколько реже — что верх взяли, скорее, "сторонники"; еще чуть реже — что "противники".
Но самое захватывающее — это ответы на вопросы о судьбе исполнительной власти города, которые задавались и в предыдущих номерах (см. "Дело" за 16 сентября и 25 ноября).
Депутатские выборы, прошедшие, по оценке петербуржцев, с некоторым перевесом Смольного, произвели в умах горожан настоящий поворот. Однако не в том направлении, которое можно было бы предположить.

Город отвернулся от Смольного

"Победа по очкам", достигнутая, как допускают опрошенные, губернатором 8 декабря, вызвала не прилив доверия к нему, а явный отлив.
На вопрос, следует ли новоизбранному ЗакСу внести в городской Устав поправку, разрешающую Владимиру Яковлеву в третий раз баллотироваться в губернаторы, положительно ответили лишь 32% горожан (месяц назад — 35%), а отрицательно — 58% (месяц назад — 51%).
В ноябре Смольный из последних сил еще удерживал пусть и сузившийся, но довольно внушительный и притом сбалансированный по возрастным и социальным группам контингент сторонников — за действующего губернатора готовы были вновь голосовать 27% опрошенных. Угрожающим симптомом было тогда возросшее число тех, кто предпочел других возможных претендентов — 49%.
Четырьмя неделями позже преобладание сторонников других претендентов стало уже не большим, а многократным — 57% : 22% (см. таблицу).

Если бы выборы губернатора состоялись в ближайшее воскресенье, за кого бы Вы проголосовали?

Владимир Яковлев 22%
Оксана Дмитриева 12%
Сергей Степашин 9%
Ирина Хакамада 9%
Юрий Болдырев 7%
Андрей Лихачев 6%
Михаил Пиотровский 4%
Геннадий Селезнев 2%
Михаил Амосов 2%
Игорь Артемьев 2%
Юрий Солонин 1%
Анна Маркова 1%
Юрий Рыдник 0,4%
Трудно сказать 12%
Против всех 3%
Отказ голосовать 6%

Владимира Яковлева покинула еще одна группа недавних приверженцев — на этот раз молодежь. Поэтому среди тех, кто продолжает за него болеть, вновь преобладают люди пожилые. Но и в их среде уровень его поддержки довольно скромен — ни в одной возрастной группе он уже не достигает 30%.
Продолжало сокращаться число "голосов", подаваемых за тех условных претендентов, кто определенно не собирается участвовать в губернаторских выборах (Михаил Пиотровский) или не выглядит убедительно в роли кандидата (Геннадий Селезнев, число сторонников которого за три последних месяца сократилось в несколько раз).
В нише, занятой было спикером Думы, укрепился Юрий Болдырев, перехвативший у думского спикера симпатии консервативных мужчин зрелого возраста.
В выигрыше — все "партийные" участники депутатских выборов, включая и Юрия Солонина, петербургского шефа "Единой России", чья партия на этих выборах не преуспела. Участие в предвыборных дискуссиях прибавило очков всем, хотя и не поровну. Юрий Солонин преодолел "однопроцентный барьер", Михаил Амосов ("Яблоко") — "двухпроцентный". Больше всех выиграл глава "Ленэнерго" Андрей Лихачев (СПС), который за время кампании утроил число сторонников и поднялся в списке претендентов на три позиции вверх.
Тройка главных на сегодня условных конкурентов Яковлева не изменилась. Правда, уровень поддержки Сергея Степашина и Ирины Хакамады остался почти таким же, каким и был. Зато на три процентных пункта выросла популярность Оксаны Дмитриевой (чья партия, кстати, тоже участвовала в депутатских выборах и полностью их проиграла).
Дмитриева и Хакамада остаются "женскими" кандидатами — сильный пол поддерживает каждую из них в несколько раз слабее, чем прекрасный. За Хакамаду, как и прежде, в первую очередь, молодые женщины, за Дмитриеву — немолодые.
Но и по всему "женскому" массиву Оксана Генриховна уже дышит в затылок Владимиру Анатольевичу. За губернатора — 21% петербурженок, за недавнюю его сторонницу — 17%.
Среди тех, кто мог бы претендовать на статус официального наследника Владимира Яковлева, на сегодня только Оксана Дмитриева демонстрирует успехи, хотя ее шансы реально добиться "наследного" статуса считаются невысокими. Вице-губернатор Анна Маркова осталась на предпоследнем месте в нашей таблице, а самый серьезный из кандидатов в "наследники", глава Балтонэксимбанка Юрий Рыдник, — и вовсе на последнем.
Но постъяковлевская эпоха только-только начинается. Впереди новые разделы и переделы политического поля, оставляемого действующим губернатором. Да и сам Яковлев, пусть и утратив политическую гегемонию, остается действующим игроком и еще поборется за то, чтобы от слова "постъяковлевская" отпала приставка "пост".
Новый политический год, начавшийся в Петербурге с опережением графика — в декабре, будет богат на сюрпризы.

Сергей ШЕЛИН,
"Дело", Санкт-Петербург

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить