Реформа РАО "ЕЭС" может быть угрозой для национальной безопасности страны

На вопросы корреспондента "ПРАВДЫ.Ру" отвечает депутат Государственной Думы, член Комитета по энергетике, транспорту и связи Сергей Левченко

- Сергей Георгиевич, сейчас активно обсуждается реформа в энергетике. К проблеме эффективности функционирования РАО "ЕЭС России" непосредственное отношение имеет такой известный человек, как Анатолий Борисович Чубайс, "младореформатор перестройки".
- Мы с вами живем в России и хорошо знаем деятельность Анатолия Борисовича, как и то, чем для страны заканчивались все без исключения его реформы.
Хорошо известны многие выступления советника президента по экономическим вопросам Илларионова, который анализирует деятельность управленческой команды Чубайса. Экономическая эффективность предприятия РАО "ЕЭС России", которое он возглавляет, оставляет желать лучшего. Например, по сравнению с "Татэнерго" и "Иркутскэнерго" РАО "ЕЭС" не выдерживает никакой критики.
Анализируя пятилетний (1998 — 2002 гг) опыт работы команды Чубайса по управлению РАО "ЕЭС" можно утверждать следующее: хотя в предыдущую пятилетку экономическая ситуация в стране была намного тяжелее (невыплата заработных плат, пенсий), однако, с точки зрения управления энергетикой, было сделано намного больше ремонтов и введено новых мощностей.
Сейчас экономически обстановка более благоприятная, но в отношении управления важнейшими показателями — такими, как ввод новых мощностей и осуществление сложных ремонтов, есть снижение. Несмотря на то, что РАО "ЕЭС" по сравнению с другими промышленными предприятиями находится в очень благоприятной ситуации, там налицо низкая эффективность управления.
Крупнейшие производственные фонды, которые пользуются этой компанией в первую очередь — это плотины и другие гидротехнические учреждения. Они находятся в РАО "ЕЭС" в безвозмездном управлении, на них не насчитываются налоги на имущество, все это не входит в уставный капитал.
Например, дали тебе безвозмездно плотину. Вода поступает из гидротехнического сооружения — водохранилища, она течет, электроэнергия вырабатывается. Чубайс и сотоварищи получают за это деньги. При этом ничего не делают.
Государство безвозмездно передало ему в управление имущество на миллиарды долларов. Одной из главных причин того, что происходило у нас на юге России весной этого года — я имею в виду наводнение с многочисленными жертвами — это одно из следствий того, что гидротехнические сооружения не ремонтировались вовремя и никто не следил за состоянием, в котором они находятся.
Они были переданы в различные коммунальные и муниципальные службы и в то же самое время, то что принадлежит этим гидротехническим сооружениям, использует РАО "ЕЭС". То есть, несмотря на то, что эти гидротехнические сооружения принадлежат РАО "ЕЭС", ремонтировать их должны были другие службы. В результате этой раздробленности, в результате того, что было много хозяев, несогласованность их действий явилось причиной произошедших событий.
Есть мировая тенденция, и она совершенно противоположная. В США всерьез обсуждается вопрос о национализации авиакомпаний. Они предполагают, что за счет централизации и национализации этих компаний они выигрывают около 10 млн. долларов.
В энергетике происходят такие же процессы. В марте Конгресс США обсуждал проблему объединения энергосистем.
У нас идет прямо противоположный процесс. Крупнейшей и лучшей энергетической компанией в мире считается французская, она полностью государственная и она полностью обеспечивает всю Францию электрической энергией и является лидером по привлечению инвестиций.
Нам же руководство РАО говорит, что надо сделать ее полностью частной компанией и вообще разделить на несколько компаний и тогда, мол, будут поступать инвестиции в нашу энергетику.

- Если такое все же случится, что будет?
- Я думаю, что здесь недалеко до крупных экологических и социальных катастроф. Если в разных руках будут находиться технические сооружения. У нас в стране много часовых поясов, могут начаться катаклизмы, которые повлияют на жизнь людей. За счет тепловой и электрической энергии существуют важные военные объекты. Если будет частная структура определять жизнь военных объектов — стратегических, ракетных, там, где находятся вредные химические, биологические, ядерные вещества. Как тогда государство будет обеспечивать свою безопасность?
Если такая система будет сложена, то тут и террористов не надо. Одним нажатием кнопки можно привести целые города и регионы в состояние, когда они просто замерзнут, и надо будет эвакуировать миллионы людей.

- Что вы имеете в виду?
- Это катастрофы, которые происходили у нас: Якутия, когда за гидротехническими сооружениями, за реками не следили, не чистили русла, и пропускная способность реки оказалась недостаточной. Затопило огромное количество территории, пострадали люди. Дважды в прошлом году было наводнение в Иркутской области — летнее и весеннее, тоже пострадали десятки тысяч людей.
Наводнения приносят больше беды и горя чем терроризм.

- Почему тогда об этом никто не говорит? Почему ничего не делается, может быть, президент не полностью информирован о масштабе проблемы?
- У него есть определенные обязательства перед пострадавшими людьми. Возможно, президент не до конца осведомлен на эту тему и не верит в то, что такие катастрофы могут произойти. Думаю, что он недостаточно силен по сравнению с теми олигархами, которые получают огромные деньги от нынешнего состояния энергетики, промышленности, использования наших недр.
Например, "Иркутскэнерго". Стоимость электроэнергии там, в Сибири, основана на жесткой эксплуатации природных ресурсов. Продукция, которая вырабатывается за счет этой энергии, например, алюминий, принадлежит той же группе, я имею ввиду Дерипаску. Люди, которые привели на это место президента, со всех сторон жестоко эксплуатируют и энергетику и природные ресурсы.
Президент находится в тяжелой ситуации. Либо встать на сторону населения, либо на сторону олигархов, которые могут его поддержать и на следующих выборах.

- Правда ли, что сейчас популярность президента падает, военные и спецслужбы перестали его поддерживать ?
- Я не соглашусь с этим. Спецслужбам и армии, на мой взгляд, президент уделяет больше внимание, чем его предшественники. Армия и правоохранительные органы это ценят, тем более, им есть, с кем сравнивать.
Может быть, он откладывает решительные шаги до своего следующего избрания.

- В Госдуме могут быть люди, заинтересованные в принятии таких реформ?
- Я думаю, что да. Дума — это отражение общества, в котором мы живем. Естественно, что некоторые депутаты являются представителями богатых людей и они отстаивают точку зрения, близкую Чубайсу и его компании. Им нужно, чтобы свободно продавалась земля, у них осталась привычка не строить новые предприятия, а хапать. Люди хотят приватизировать энергетику, чтобы управлять энергетическими ресурсами страны и стать еще более богатыми.

- Какие фракции лоббируют эти законы?
- Учитывая, что Чубайс принадлежит к партии "Союз правых сил", то конечно, именно энергетическую реформу поддерживает фракция СПС. Хотя я знаю, что не все депутаты этой фракции одобрительно относятся к энергетической реформе. Самая большая фракция "Единая Россия" тоже голосует за проведение этой энергетической реформы.

- Какой выход вы видите из этой ситуации?
- Если говорить не о Госдуме в целом, а о тех людях, которые противостоят проведению этих реформ и законов в Думу. На самом деле, мы много делаем, не смотря на то что нас меньшинство. При прохождении через Государственную Думу этих законов, представленных правительством, а по сути дела подготовленных командой Чубайса, они были очень сильно изменены. Так что не удалось Чубайсу и его команде на пленарном заседании предъявлять те законы и в том виде, в котором они хотели. Они не скрывают своего разочарования.
Во многом ситуация будет зависеть от местных органов власти. В Иркутской области мы достаточно много сделали, чтобы энергетика не реформировалась столь бездумно. Шесть лет назад система "Иркутскэнерго" была выведена из единой энергосистемы России, она автономна. Я в 1995-1996 году входил в комиссию, которая разрабатывала между областью и центром схему вывода из единой энергосистемы. Это было очень правильное решение, потому что сегодня "Иркутскэнерго" показывает пример экономических показателей РАО "ЕЭС России", они на порядок выше. Думаю что местные региональные законодательные собрания, которые лучше понимают нужды народа, будут осторожны при проведении реформ у себя в области. Я очень рад, что многие общественные организации увидели, какая опасность исходит от этой реформы. Передо мной лежит обращение от "Российской ассоциации героев Советского Союза", очень грамотное письмо президенту "Об угрозе национальной безопасности России в связи с реформами в РАО "ЕЭС". Сотни общественных организаций в России начинают волну протеста, чтобы эта реформа не осуществлялась.

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *