Парк-музей получил административное здание

На фоне тотальной нехватки денег для учреждений культуры даже таких, как, например, Эрмитаж, приятным сюрпризом стало открытие нового административного здания в парке-музее в поселке Варьеган Ханты-Мансийского автономного округа.

Варьеганский парк-музей под открытым небом был создан в 1987 году по инициативе местного поэта Юрия Вэллы и стал первым в Нижневартовском районе.

15 лет назад это был один-единственный домик: летнее жилище аборигенов. Теперь музейный комплекс включает более 20 строений со всеми атрибутами повседневной жизни коренных народов.

Уже сегодня парк представляет большой интерес для посетителей и туристов. В дальнейшем руководство планирует сделать его еще более привлекательным и популярным.
Культурная часть праздника прошла с соблюдением всех национальных обрядов, как и должно быть в этнографическом музее.
В Ханты-Мансийском АО сегодня проживают представители малочисленных народов Севера: ханты, ненцы, манси.
Возле поселка Варьеган до сих пор живут аборигены, судьба которых неразрывно связана с сохранением народных традиций, сберегаемых в парке-музее.

Оленевод-частник Варьеганского сельского Совета Вахалюма Иуси родился в Халясавее в зажиточной семье оленевода. Дед Вахалюмы не принял Советскую власть, и уговорил родственников уехать на оленях за границу. Они добрались до Тольки и здесь узнали, что по всему северу свирепствует болезнь, уносящая жизни людей. Спасая тех, с кем дед Вахалюмы пробивался за кордон, он повернул оленей на Тарко-Сале. Здесь вначале он заболел сам, а потом стали болеть и уходить в Нижний мир его родные. Девятимесячный Вахалюма и его мать лежали в забытьи, когда к ним, умирающим, неожиданно приехал старик из Халасавея. Он забрал их и увез на свое стойбище. В чуме у отчима Дяванку Вахалюма рос до 13 лет, потом их семья, спасаясь от коммунистов, преследовавших шаманов, переехала на территорию Варьеганского сельского Совета и обосновалась в верховье реки Варьеганки. Здесь, четырнадцатилетний Вахалюма за промысловый сезон убил сто белок и поймал одну выдру. За эту охотничью удачу правление колхоза подарило Иуси именное ружье, а отдел народного образования освободил его от учебы в школе. В грозном 1941 году пятнадцатилетний Вахалюма работал в колхозе и не только выполнял, но и перевыполнял взрослую норму по добыче пушнины и ловле рыбы.

Когда немцы подошли к Москве, Вахалюму Иуси в числе других охотников вызвали в районный военкомат. Аборигенов хотели отправить на фронт, но Вахалюма убедил военкома отпустить их домой. Он сказал «большому начальнику», что все лесные и болотные новобранцы, стоящие перед ним, не говорят ни по-русски, ни по-немецки. Их нельзя брать на войну, потому что они не видят разницы между русскими и фашистами, и поэтому будут стрелять не только во врагов, но и в своих людей.

Вахалюма убедил «военного начальника» и в том, что аборигены принесут больше пользы, если они останутся в тылу, и будут ловить рыбу, стрелять птиц и зверей, и эту свою добычу отправлять на фронт. Ведь для того, чтобы солдаты хорошо воевали, их надо хорошо кормить!

Вахалюма Иуси сдержал слово. Всю войну он работал не покладая рук. В путину Вахалюма рыбачил днем и ночью. Вместе с другими аборигенами таскал по Оби 900 метровый стрежневой невод, на рыбных озерах забрасывал сразу по 20 сетей. Случалось, не спал по трое суток. Его улов всегда был самым весомым. Зимой Вахалюма Иуси промышлял в тайге зверя и птицу. А на те деньги, которые он зарабатывал, Вахалюма покупал военные облигации, и свято верил в то, что его тяжкий ратный труд принесет стране Советов Великую победу.

Существует мнение, что всесильный и всезнающий Бог, соединяет судьбы людей на небесах. Если верить этой легенде, то именно там, в голубых просторах вселенной, впервые встретились Вахалюма Янкович Иуси и его жена Энну Ульковна Айваседа. Иначе, как объяснить, что их судьбы похожи, как две капли воды?

Энну, как и в Вахалюма, в младенчестве осталась сиротой. Энну было пять месяцев, когда умерла ее мать. Чтобы малютка выжила, родственники кормили девочку кровью щуки. Когда Энну выросла и вышла замуж, оказалось, что рожать она не может, но умеет работать наравне с мужчинами. Не сетуя на тяжелую судьбу, Энну ходила в урман на промысел, ловила в реках и озерах рыбу, обустраивала стойбища. Однажды на тропе жизни она встретила Вахалюму и вскоре переехала к мужу. Сегодня Энну Ульковна очень гордится своим преклонным возрастом, и уважительно называет себя «сто лет бабушка». Она считает, что смогла дожить до ста лет благодаря тому, что много работала, ни с кем не ссорилась, мало ела и не пила водку.

Есть свои секреты долголетия и у Вахалюмы Иуси. Он считает, если человек много двигается и много работает, то он и проживет долго. Продлевает жизнь, по его мнению, и любовь к жене, детям, природе, к людям других национальностей. Вахалюма считает, что народы земли должны жить дружно, конфликты решать мирным путем, и никогда не стрелять друг в друга.

Несмотря на преклонный возраст ни Энну Ульковна, ни Вахалюма Янкович не собираются переезжать в Варьеган. Они любят землю, на которой живут, и помнят: какой красивой и богатой была тайга до прихода нефтяников.

Тогда по здешним урманам и болотам ходили огромные стада диких оленей, много водилось здесь куниц, песцов, лис, боровой дичи, а в реках и озерах – рыбы. Коренные жители, ведущие традиционный образ жизни, в любое время суток могли подстрелить зверя или птицу и приготовить себе обед. Теперь в тайге редко встретишь не только четвероногих, но даже пернатых ее обитателей. Сегодня по ее тропам бродит огромное количество охотников и браконьеров, стреляющих не только по зверью, но и по домашним оленям аборигенов.

Тайна оскудела, она нуждается в заботе, в искренней и безоглядной любви человека. Таким благодатным чувством наполнены сердца долгожителей-ненцев Энну Ульковны Айваседы и Вахалюмы Янковича Иуси, ведущих традиционный образ жизни в верховьях красивой ненецкой реки Варьеганка.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру