«Невидимая рука цензуры срабатывает»? Об этом дискутировали в Верховной Раде

Сегодня в Верховной Раде Украины прошли слушания на тему "Общество, СМИ, власть: свобода слова и цензура в Украине", явившиеся следствием недавней волны протестов украинских журналистов против политической цензуры. Сами же протесты начались после того, как в редакции стали приходить "темники" из президентской администрации, в которых предписывалось, что следует освещать и как, а что надо игнорировать.

Известный украинский журналист Андрей Шевченко в своем выступлении даже вспомнил день, когда впервые он лично увидел выползший из редакционного факса "темник" - это было 24 августа, в День Независимости. Неведомый автор документа ("темники никем не подписаны) настаивал, что бы в эфире прозвучало, что "парад прошел на европейском уровне". Андрей Шевченко продемонстрировал и зачитал депутатам несколько "рекомендаций" и призвал генерального прокурора Украины Святослава Пискуна возбудить уголовные дела против вмешательства властей в деятельность журналистов: "Что еще нужно Генеральной прокуратуре, чтобы обратить внимание на эту тему и возбудить дела по фактам препятствия журналистам в их деятельности?". Отсутствие подписи под "темниками" никого в украинских масс-медиа не вводит в заблуждение, так как содержащиеся в этих "ничьих" бумажках рекомендации, тем не менее, беспрекословно выполняются руководителями телеканалов. Никого не обманывает и отсутствие официальных перечней запрещенных тем — и без них абсолютное большинство СМИ не позволит себе критиковать "кого не надо".

По мнению А.Шевченко, в результате вмешательства власти в журналистскую деятельность сама профессия журналиста оказалась на Украине на грани уничтожения. Он от имени забастовочного комитета журналистов подтвердил намерение провести всеукраинскую журналистскую забастовку в случае, если власти не прекратят вмешиваться в деятельность СМИ, а в случае "закручивания гаек" забастовка, по его словам, станет неизбежной. "Русские подарили английскому языку слова "перестройка" и "гласность", — заявил А.Шевченко. — Мы уже дошли до того, что в Брюсселе, Москве, Страсбурге и Вашингтоне слово "темник" так же говорят без перевода".

По мнению главы парламентского Комитета по вопросам свободы слова Николая Томенко, факт существования на Украине политической цензуры невозможно оспорить, хотя "есть те, кто оспаривает". Не признает наличия цензуры президентская администрация, которая мониторит СМИ и докладывает Совету Европы о "процентах критики". Раз, мол, все-таки президента критикуют — значит, в стране полная свобода слова, а проблема цензуры — "вымышленная", да еще ее "раздувают некоторые неправительственные организации Запада с целью дискредитации украинской власти"...

Но сами украинские журналисты считают по-другому. Как свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного Центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова 12-16 ноября (в опросе участвовали 727 журналистов, представляющие центральные, областные, районные и местные СМИ во всех регионах Украины), 61,6% работников СМИ лично сталкивались с проявлениями политической цензуры, тогда как не сталкивались лишь 38,4% опрошенных. Самой распространенной формой политической цензуры журналисты назвали самоцензуру из боязни отрицательных последствий той или иной публикации (а такие последствия у всех перед глазами — достаточно вспомнить дело Гонгадзе или дело Александрова). В ходу и такая форма, как "изъятие редактором нежелательных с политической точки зрения фрагментов из авторского материала, редактирование, которое существенно изменяет его политические акценты". Любят украинские редакторы также давать прямые указания и проводить "разъяснительные беседы", высказывая пожелания о нужном характере освещения тех или иных политических событий. А 27,7% респондентов указали, что сталкивались с прямым отказом в публикации материала из-за его политических аспектов. Есть еще списки нежелательных для упоминания и цитирования лиц и т.п. Есть, наконец, практика судебных исков к СМИ, разоряющих издания и оставляющих журналистов без работы.

Так что слова Н.Томенко о том, что "невидимая рука цензуры срабатывает", нельзя считать просто эмоциями. Тем более, что Центр Разумкова не ограничился опросом только журналистов, но поинтересовался и мнением других граждан. Так вот, по результатам этого опроса, более двух третей жителей Украины считают, что в стране существует политическая цензура, лишь 4,2% респондентов полагают, что цензуры в стране нет.

Нет на Украине и свободы информации. Николай Томенко заявил, что подал накануне искв Печерский суд Киева на главу Администрации украинского президента Виктора Медведчука за не предоставление информации о штате и структуре президентской канцелярии. По словам главы парламентского Комитета, он дважды обращался в АП с этим вопросом. На первое обращение вообще не было никакой реакции, на второе обращение, поддержанное Комитетом по вопросам свободы слова, поступил ответ за подписью тогдашнего заместителя председателя АП Валерия Хорошковского, в котором предлагалось дождаться обновлений на официальном сайте президента Украины, где должна была появиться информация, интересующая Комитет. Теперь Н.Томенко хочет доказать в суде, что законы "Об информации", "О статусе народного депутата Украины" и "Об обращении граждан" обязательны к исполнению даже и для президентской администрации.

Много интересного об истинном отношении "дважды врага прессы" Леонида Кучмы и его окружения к СМИ и к проблеме свободы слова можно найти в записях майора Мельниченко. Но когда один из выступавших стал цитировать относящиеся к теме разговоры высших должностных лиц, ему в конце концов отключили микрофон, сославшись на "перебор регламента". В высшей степени символично...

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *