Ничего мы не украли!

Такой фразой однажды раздраженный Михаил Пиотровский, директор государственного Эрмитажа ответил журналистом на вопрос как же Эрмитаж собирается возвращать перемещенные ценности.

Примерно также реагируют на заявления о возвращении перемещенных ценностей и все их директора. Экспроприации экспроприаторов в мире искусства в ближайшее время не намечается.

Руководители 18 музеев мира подписали совместное заявление об отказе возвратить культурные ценности, вывезенные при разных обстоятельствах из других стран. Главы музеев считают, что их учреждения принадлежат всему миру и предоставляют доступ к культурным сокровищам древних цивилизаций любому, кого они интересуют.

В последнее время участились требования стран, на территории которых были созданы шедевры, вернуть вывезенные артефакты на родину. В частности, Греция ведет активную кампанию за возвращение так называемого эльгинского мрамора — статуй из храма Парфенона в Афинах. В XIX веке детали убранство Парфенона были вывезены лордом Эльгином, в настоящее время они хранятся в Британском музее в Лондоне.

Директор музея Нил Макгрегор полагает, в частности, что его учреждение — это лучшее место для мраморных скульптур Парфенона. "Они должны оставаться здесь, если музей хочет выполнять свою роль — показывать миру мир", — сказал Макгрегор.

Бенин пытается вернуть себе "Бенинскую бронзу" из Лондона и Берлина, а Турция — Пергамский алтарь, который в настоящее время находится в Берлине. В 1993 году нью-йоркский музей "Метрополитен" по постановлению суда передал Турции 363 экспоната — предметы из золота, серебра и драгоценных камней, а также картины и скульптуры.

Подписавшие заявление директора ведущих музеев мира считают, что руководимые ими учреждения сделали слишком много для популяризации культурного наследия разных стран, чтобы просто так расстаться с шедеврами. "Коллекции в общественных музеях по всему миру подчеркнули значение греческих скульптур для человечества в целом и их непреходящую ценность для современного мира", — говорится в заявлении.

Михаил Пиотровский, одна из самых весомых фигур в российском музейном деле тоже подписавший "письмо 18-ти", считает, что "Сегодняшняя любовь к возвращению вещей на места происхождения не должна культивироваться в ущерб мировым музеям, которые годами помещают искусство в конкретный мировой контекст.

Понимание искусств разных других народов дается в результате деятельности музеев, будь то Британский музей, Лувр или Эрмитаж'. Древнеегипетское искусство более известно, чем мексиканское именно потому, что в каждом музее мира есть что-то из древнеегипетского искусства, а шедевры не менее значимого мексиканского искусства находятся, главным образом, в Латинской Америке, и потому не так известно. Нельзя сегодняшними настроениями портить весь поток мировой культуры".

Пиотровский считает сам "процесс возвращения культурных ценностей неправильным". Он полагает, что "необходимо правильное соотношение музеев, которые уже существуют, и вещей на местах". По мнению директоров, приобретение экспонатов в прошлом не может рассматриваться как незаконное, поскольку оно происходило в экстраординарных условиях."

Руководство Британского музея подписать документ пока не решилось, однако выразило свою поддержку тем, кто его подписал.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить