Эстония: Россия забыла про своих соотечественников?

На Путина надейся, но сам не плошай. Русские штурмуют эстонский парламент

В эстонской правящей партии реформистов на будущей неделе будет создано объединение "Русская фракция партии Реформ". Об этом сообщил в пятницу член парламента Эстонии Сергей Иванов. Он заявил о намерении вместе с 300 единомышленниками войти в партию Реформ и создать русскоязычную фракцию. Решение об организации этой фракции было принято на прошлой неделе после переговоров с лидером реформистов, премьер-министром Эстонии Сиимом Калласом. Главной задачей фракции станет разъяснение эстонским политикам проблем некоренного населения и совместное их решение, отметил Сергей Иванов, являющийся также председателем парламентской группы сотрудничества с Госдумой РФ.

"Это объединение может стать прообразом будущего сотрудничества эстонских и русских политиков и послужит делу сближения двух языковых общин Эстонии. Подобная форма взаимодействия свидетельствует о тенденции отхода политических организаций страны от прежней ориентированности на строительство по этническому принципу", — сказал депутат.

Для справки: русскоязычное население Эстонии, по оценке экспертов-социологов, составляет от 33 до 38 процентов всего населения (в 1989 г. в Эстонии проживало 475 тыс. русских (30,3% всего населения республики), в Латвии — 906 тыс. русских и 1 млн. 122 тыс. русскоговорящих (34% населения), в Литве — 344 тыс. (9,4%)). Без особых трудностей решение проблемы русского населения было найдено в Литве. В силу особенностей послевоенного развития Литвы доля русских в населении республики относительно невелика, и проблемы статуса русского населения как таковой не возникло.

На момент подписания договора об основах межгосударственных отношений России с Литвой в этой республике уже был принят закон о гражданстве, реализующий т.н. "нулевой вариант", — гражданами республики могли стать практически все ее жители, независимо от их этнического происхождения. В Эстонии и Латвии ситуация сложилась совсем по-другому. Число русского и в целом славянского (русскоговорящего) населения в этих республиках в послевоенный период постоянно увеличивалось, к концу 80-х намного превысив показатели довоенного времени.

После восстановления независимости в законодательстве о гражданстве в Латвии и Эстонии был выбран не "нулевой вариант", а восстановление совокупности граждан довоенных республик. В Эстонии в феврале 1992 г. восстановление действия закона о гражданстве 1938 г. коснулось только около 120 тыс. русских жителей республики. Остальные, не являвшиеся гражданами довоенной Эстонии, согласно постановлению, могли подавать заявление на натурализацию лишь по истечении двухлетнего срока пребывания в республике (который было решено отсчитывать с марта 1990 г.), и один год предусматривалось оставить на рассмотрение заявления. Таким образом, большинство русских и русскоговорящих Эстонии, прибывших в эти республики после войны, не попало в категорию лиц, которым гражданство предоставлялось автоматически, и оказалось в неравном положении по сравнению с титульной нацией по целому ряду показателей.

Прежде всего, не став гражданами, русские оказались исключенными из политической жизни республики. Фактически на основе довоенного избирательного корпуса в Эстонии (1992) были проведены выборы в новые парламент, а также принята обновленная конституция государства. Дискриминация в отношении русских была допущена также при принятии законов и постановлений, определяющих правовой статус неграждан и порядок получения гражданства. В Эстонии в первоначальном варианте закона об иностранцах (июнь 1993 г.), целью которого было урегулирование статуса неграждан, все неграждане, проживающие в республике на основе советской прописки, объявлялись иностранцами и в течение двух лет обязаны были получить вид на жительство и разрешение на работу, подлежащие затем обновлению каждые 5 лет. Поскольку большинство русских жителей, многие из которых прожили значительную часть жизни в республике, к тому времени не получили ни эстонского гражданства, ни российского или какого-либо другого, согласно закону они приравнивались ко вновь прибывшим иностранцам. В окончательной редакции закона эти положения после протестов международных организаций и России были все же сняты.

Российское руководство оказалось совершенно неготовым к такому ходу событий. В договорах, заключенных Россией с Прибалтийскими республиками в 1991 г., стороны брали на себя обязательства гарантировать лицам, проживавшим на момент подписания в республиках и являвшимся гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство РСФСР или Балтийских республик "в соответствии с их свободным волеизъявлением". На практике, как мы видим, все получилось совсем по-другому. На долгие годы Россия забыла о своих соотечественниках.

Власть вспомнила о них в марте нынешнего года. До этого в Москве прошел конгресс соотечественников, выступая на котором президент России Владимир Путин пообещал им помощь и поддержку. "За прошедшие 10 лет в работе с соотечественниками государство сделало слишком мало, недопустимо мало", — заявил президент, — и высказал надежду на то, что удастся наладить эту работу "на основе новых подходов, новых идей" и, как сказал президент, "на основе новых кадров", которые изживут чиновничье равнодушие, бюрократизм и несогласованность на всех уровнях.

Хорошие слова, но дальше слов дело так и не пошло. Правда, вскоре после памятного выступления президента, в СМИ появилась информация о том, что в ближайшее время в России появится структура по работе с соотечественниками за рубежом, которая позволит упорядочить многие направления деятельности в этой сфере и исключить ненужный параллелизм. На дворе месяц ноябрь и пока никакой конкретной работы этой структуры или какой-либо параллельной структуры мы не наблюдаем.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить