«Черные пиарщики» из «Имидж-контакта» пойдут под суд

Агентство политических новостей (АПН) распространило скандальное сообщение о прецеденте, который может оказать самое серьезное влияние на дальнейшее развитие всего избирательного процесса в России Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин намерен примерно наказать специалистов по PR (пиару), работавших в ходе предвыборной кампании на его главного соперника Александра Усса и применявших "грязные технологии". Близится к завершению уголовное дело, возбужденное следственными органами УВД города Красноярска по статье 129 часть 2 ("клевета"). Судя по всему, сообщает АПН, до конца года на скамье подсудимых может оказаться группа пиарщиков из Екатеринбурга и Москвы, в том числе связанных с хорошо известной в Приморье фирмой "Имидж-контакт".

УНТЕР-ОФИЦЕРСКАЯ ВДОВА

Ситуация тоже хорошо знакома приморцам. Как сообщает АПН, поводом для возбуждения уголовного дела стал фальшивый номер газеты "Красноярский рабочий", официального издания администрации и законодательного собрания края, который был в массовом порядке раскидан по почтовым ящикам жителей краевого центра. В газете содержались резкие нападки на всех кандидатов на должность губернатора из числа местных жителей, особенно досталось председателю законодательного собрания Александру Уссу и мэру Красноярска Петру Пимашкову. Зато "варягов", в том числе Александра Хлопонина, авторы обличительных материалов полностью обошли своим вниманием.

Изучив трассологический след, оставленный на мнимом "Красноярском рабочем" типографской машиной, оперативники установили, что газета была напечатана в городе Магнитогорске Челябинской области в типографии ООО "Компании Бланк Империя". Допросив директора типографии, следователи вышли на цепочку заказчиков, попутно выяснив, что было отпечатано 100.000 экземпляров (оплата производилась долларами США в наличной валюте), а тираж вывезли на автомобиле ЗИЛ. Оказалось, что эту акцию тайно провел штаб самого Александра Усса, объективно выступившего в роли известной гоголевской унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.

Такой политико-технологический прием хорошо известен специалистам и называется "эмуляция кампании противника". Расчет строился на том, что топорная, неубедительная критика Усса, "поливание его грязью" вызовут к нему только сочувствие избирателей. А то, что Хлопонин не подвергался наскокам, должно было заставить заподозрить в нем гнусного клеветника.

Множество дополнительных сведений следствие получило благодаря сотрудникам ФСБ, которые 21 августа текущего года изъяли в гараже некоего красноярца

С. В. Козыриса 2950 видеокассет с антихлопонинским фильмом "Правда о Таймыре". Кроме того, при осмотре принадлежащего Козырису автомобиля "Тойота-Марк-2" было обнаружено, изъято и приобщено к уголовному дело большое количество интереснейших документов. Среди них 66 договоров об оказании услуг сотовой радиотелефонной связи, а также записи о выдаче мобильных телефонов доверенным лицам Усса и пиарщикам, в частности Александру Шмелеву, консультанту по юридическим вопросам фирмы "Имидж-контакт", проживающему в Екатеринбурге.

ДЕЛО ЧЕРНЫХ МОРДОДЕЛОВ

"Дело черных пиарщиков", или, как их еще называют на профессиональном сленге, мордоделов, имеет характер прецедента. Сами по себе "грязные" политико-технологические приемы, применявшиеся пиарщиками, являются обычной практикой российской политической жизни. До сих пор никто еще не был разоблачен и привлечен к уголовной ответственности. Очевидно, что победителей не судят, а к побежденным врагам прежде неизменно проявляли крайнее "великодушие". Потому что замазанными на этой кухне обычно являются все.

Многие грязные технологии, примененные в Красноярске, откатывались еще во время губернаторских выборов в Приморье. По любопытному совпадению именно 100-тысячным тиражом был отпечатан и разбросан по почтовым ящикам жителей краевого центра фальшивый номер газеты "Океанский проспект", в котором обливались грязью "отдельно избранные" кандидаты. Оккупировавшие местное телевидение заезжие говорящие головы обрушили на приморцев поток кошмарных в прямом и переносном (по фамилии руководителя одной из крупных пиар-компаний — Кошмарова) смыслах разоблачительных сюжетов, после которых можно было задаться только одним вопросом: почему, собственно, человек идет в губернаторы, а не в тюрьму? Отработанные приемы затем применялись и на выборах в законодательное собрание, в том числе и в последних "хасанских событиях", где вовсю разыгрывался национальный вопрос в отношении одного из кандидатов. Невиданные доселе волны компромата, накрывшие Приморье, пошли гулять по всей России.

При некотором внешнем разнообразии выборный процесс производит все более удручающее впечатление. Одинаково удручающее, потому что музыку на этом рынке услуг заказывают и исполняют одни и те же группы, которые "лабают выборы" от Москвы до самых до окраин. В их числе и "получивший по имиджу" в Красноярске "Имидж-контакт", который после победы Сергея Дарькина прочно окопался в Приморье.

ЭХ, ЛУБИНУШКОЙ УХНЕМ

Пиар превратился в одну из самых доходных отраслей бизнеса (по данным американского журнала "Форчун", он входит в число 20 наиболее быстро развивающихся отраслей мировой экономики, а количество пиар-менеджеров только в США за последнее десятилетие выросло почти в два раза — до 200 тысяч человек). В России не паханное до недавних пор поле дает невиданные урожаи. Наличный намолот не поддается никакому учету, его даже коробками из-под ксерокса не измерить. По неофициальным данным, в одну кандидатскую единицу губернаторских выборов было вложено 10-12 миллионов условных единиц (победители на ниве краевого законодательного собрания и главы местных администраций оцениваются сотнями тысяч долларов). Понятно, что по законам рынка те, кто вкладывает финансовые ресурсы в будущий административный ресурс, привлекают к "освоению" регионов и средств своих подрядчиков. Крупные финансово-промышленные группы, распахивающие политическое поле, потащили за собой "имиджевый кошмар" по всей стране. Буйный расцвет "черного пиара" во многом обусловлен тем, что вопреки известному слогану им здесь не жить.

Отечественный пиар приобрел две важнейшие отличительные черты. Во-первых, это немыслимая для западного общества неразборчивость в применяемых средствах. Во-вторых, тесный союз политтехнологов с властными структурами.

В близких отношениях между властью и пиарщиками ничего нового нет. В США, по данным Американского комитета по управлению персоналом, самым крупным работодателем в сфере "паблик рилейшнз" является федеральное правительство. Но оно никогда не позволит себе нанять какое-нибудь пиар-агентство, чтобы обеспечить победу "нужному" губернатору или сенатору. У нас же частный пиар был фактически национализирован и скрещен с беспредельным административным ресурсом, что в результате полностью дискредитировало избирательный процесс. Причем на всех уровнях — от федерального до регионального.

Правда, монополизация любого рынка всегда чревата издержками. Не будем копаться в "списках губернатора", наличие которых на выборах в законодательное собрание опровергала краевая административная власть. Но скандалы, связанные с тем, что "взявшая кассу" политтехнологическая группа пыталась "отрабатывать" по одному округу кандидатов-конкурентов, на избирательных фронтах вспыхивали. Любому будет обидно, если тебя так "отпиарят" за твои же деньги. Причем немалые.

Приадминистративный "пиар" имеет еще одну нелицеприятную сторону. Оппонент "имиджевого" кандидата олицетворяет ведущуюся против него кампанию непосредственно с властью, что в конечном счете сказывается и на раскладе сил, и на политической стабильности в Приморье. Кроме того, у идущих во власть бизнесменов на "цену вопроса" привычный прагматичный взгляд: оплачено-сделано. Но поскольку голоса избирателей — товар особый, даже денежный мешок вкупе с административным ресурсом далеко не всегда обеспечивают нужный результат. По слухам, именно несоответствием затрат результату вызвана крайняя напряженность между потерпевшим поражение на Хасане Русланом Кондратовым и определенными этажами Белого дома.

Даже западные аналитики бьют тревогу: итогом технократического подхода к избирательному процессу стало то, что с каждым годом к избирательным урнам приходит все меньше людей. Отечественная пиар-специфика приводит к тому, что все титанические усилия по налаживанию диалога между властью и гражданами идут прахом каждый раз, когда становится известна подноготная только что прошедших выборов. Не в этой ли "отрасли" строительства гражданского общества ответ: почему главным вопросом на выборах становится даже не "кто победит?", а "придут ли люди?"

ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ

Не так давно газета "Известия" опубликовала очень интересные данные. Начиная с 1996 года служба опросов Харриса (Harris Poll) ежегодно измеряет "индекс отчуждения" для взрослого населения США. "Индекс отчуждения" Харриса строится на основании ответов на пять вопросов, позволяющих определить степень отдаления людей от общества, в котором они живут, и от его органов власти. Значения этого индекса по шкале от 0 до 100 (чем выше, тем сильнее отчуждение) колебались в пределах от 56 до 62.

В прошлом году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в ходе одного из опросов задал респондентам те же вопросы, что и служба Харриса. "Индекс отчуждения" для взрослого населения России составил 78 процентов, то есть на 16 процентных пунктов больше, чем у американцев. Особенно велика разница между Россией и США в массовом восприятии людей у власти. В России самый массовый вид отчуждения — отчуждение от власти, его показатели превышают аналогичные американские на 28 процентных пунктов.

Андрей КОЗЫРЕВ, специально для "В"

"Владивосток"