Networks собирается переизобрести Интернет

По счастью для одних, и к горести других, это пока лишь план. Но, как говорится, хорошее начало — половина дела, а в компании Juniper уверены, что начали они хорошо, сколь бы амбициозной ни казалась затея создания новой глобальной сети. Защищённой глобальной сети.

Итак, компания Juniper Networks предложила далеко идущий план по созданию новой коммуникационной сети, столь же глобальной, как и нынешний Интернет, но оснащённой средствами безопасности вроде тех, которые сейчас используются для защиты банковских транзакций.

Система называется Infranet. Juniper поспешила призвать других поставщиков сетевого оборудования и телекоммуникационные компании к сотрудничеству и выработке единых стандартов, которые позволят этому "технологическому чуду" стать реальностью.

И, видит Бог, многие откликнутся. Потому что, такая сеть — давняя и сладкая мечта многих организаций, считающих себя пострадавшими от Интернета.

Речь идёт, например, об индустрии развлечений, которая сможет полностью контролировать распространение цифрового контента, вроде музыки и фильмов.

Корпорациям, банкам и прочим коммерческим структурам отпадёт необходимость тратить деньги на разработку и поддержку собственных защищённых сетей, поскольку все необходимые технологии будут изначально наличествовать в Infranet.

Ну и конечно, особо обрадоваться должны государственные структуры, которым бесконтрольность Интернета — как нож по сердцу. Об этом, впрочем, в сообщении агентства Reuters ни слова не сказано.

Исполнительный директор Juniper Скотт Криенс (Scott Kriens) заявил в интервью, что Интернет обеспечил связность на глобальном уровне, однако ни о какой безопасности говорить не приходится.

И те, кто пострадал от вирусов и спама, согласно кивнут.

В этой связи вспоминаются некоторые высказывания представителей "Лаборатории Касперского" в связи с эпидемией вируса Slammer.

Напомним: в начале 2003 года по сети ураганом пронёсся крошечный червяк, повыводивший из строя огромные сегменты Всемирной Сети (например, отключилась от Интернета вся Южная Корея), заразивший около 80 тысяч серверов по всему миру и вообще причинивший немало "бедствий и разрушений".

Контрудар, правда, оказался мощнее самого удара: пресса подняла крик, антивирусные вендоры бросили все силы на создание целевых утилит, а сетевые администраторы бросились латать дыры и фильтровать трафик.

В итоге эпидемию удалось свести на нет за несколько дней.

Однако Slammer использовал одну-единственную брешь в программном обеспечении Microsoft, а дыр в системах безопасности различных программных пакетах, хоть Microsoft, хоть кого бы то ни было ещё, столько, что, по выражению Дениса Зенкина из "Лаборатории Касперского", "хватит, чтобы несколько лет подряд выпускать Slammer-образных червяков каждый день".

"На наш взгляд, без принятия адекватных мер по пресечению и профилактике этого явления уже в самом ближайшем будущем ситуация может выйти из-под контроля и поставить под сомнение существование Интернета, — читаем в соответствующем заявлении "Лаборатории Касперского".

— Однако в современных условиях это практически нереализуемо. Эффективная система предупреждения, выявления и предотвращения вирусных эпидемий принципиально не может базироваться на сегодняшних стандартах идентификации пользователей Интернета.

Эту систему иначе как анархической назвать нельзя...

...По сути дела, сегодня мы пытаемся разобраться с последствиями, нежели с причинами создавшегося положения вещей. Вместе с тем, объём последствий уже достиг того уровня, когда дешевле, быстрее и, в конечном счёте, эффективнее, устранить причину".

А причина — в самом устройстве Интернета. Он "слишком" анонимный, "слишком" глупый, по мнению Дока Сёрлза и Дэвида Вайнбергера, в нём слишком легко спрятаться, а спрятавшегося, будь то автор вируса, спаммер, неугодный тому или иному политическому режиму информационный сервер и так далее, слишком трудно вывести на чистую воду.

Интернет, по сути дела, возник, ни у кого не спросясь, — и во властных структурах США, вероятно, до сих пор чешутся, как это они умудрились выпустить такого информационного джина из бутылки надлежащего контроля, так что теперь ему ни один режим не указ.

Теперь Интернет, со всем, что он может предложить, является не только колоссальнейшей (и потому бесценной) библиотекой общедоступной информации, но и источником головной боли для тех, кто вчера считал себя властелинами мира, — а сегодня у них эту власть растащили по пиринговым сетям...

Уничтожить всю анонимность, нанизать ярлычок с порядковым номером на каждого пользователя Интернета невозможно — в связи с рядом политических и экономических проблем межгосударственного уровня, "которые в современном мире неразрешимы", как признаёт "Лаборатория Касперского".

Посему предлагается создать "параллельную сеть" — некий "обезвреженный" вариант Интернета.

Но одно дело — просто абстрактное предложение, а другое — план, предложенный Juniper. Подробное его описания наличествует здесь (в формате PDF).

В Juniper предполагают, что глобальный Infranet должен будет состоять из большого числа "малых infranet'ов", которые будут созданы отдельными сервис-провайдерами и объединены в "мета-сеть". Продираясь через пиар-воду, выясняем, что Infranet изначально станет не средством передачи информации, а скорее — инфраструктурой для развёртывания всевозможных платных сервисов (очень похоже на инициативу.Net, которую Microsoft давно обещает явить миру, и всё время откладывает запуск).

Какие же такие преимущества представит Infranet по сравнению с "обычной" Сетью?

Оказывается, потребители и коммерческие предприятия получат необходимый для роста онлайновой экономики уровень безопасности и конфиденциальности.

Распространение цифрового контента по публичным сетям станет жизнеспособным бизнесом, поскольку контент-провайдеры, использующие "инфранеты" вместо дорогостоящих частных сетей или низкокачественных общедоступных, смогут предоставлять новые услуги и существенно снизят цены на доставку качественного контента.

Инфранеты откроют путь к истинно межличностным коммуникациям следующего поколения. Качественные видеоконференции для малого бизнеса, обмен картинками с цифровых камер между приятелями и так далее. "Эта коммуникационная модель — естественный эволюционный путь для сервис-провайдеров, с объёмными базами пользователей и прямыми доходами от своей деятельности", — уверяют нас в Juniper.

А мы им, почему-то, не верим.

Почему? Потому что само развитие Интернета показало, что мир стремится к открытости, а не секретности, к свободе слова, а не цензуре, и к идее, что бесплатный сыр бывает не только в мышеловке.

Оттуда и борьба музыкальных лейблов за вечный контроль над своей продукцией (которая и не их вовсе) с пиринговыми сетями, оттуда открытое программное обеспечение, вызывающее приступы острого желчевыделения у "мировых лидеров по производству программного обеспечения", оттуда и тезис о том, что Интернет воспринимает цензуру как повреждение на линии и ищет обходные пути.

Не исключено, что у Juniper получится "подорвать" многих на реализацию своего проекта (Lucent Technologies, например, уже вовсю сотрудничает с Juniper Networks). Но "закрытые" сети вряд ли заменят открытый Интернет, и уж тем более вряд ли это будет шагом вперёд.

А не назад...