"Фабрика звезд" навязывает России очень примитивные музыкальные стандарты.

Боюсь навлечь на себя упрек в недостаточном патриотизме, но когда в ночь на воскресенье из московской студии Первого канала доносились крики: "К России на "Евровидении" необъективны, Россия — лучшая, все остальное — на уровне "Ласкового мая", — мне было безумно стыдно. Потому что убежден: одиннадцатое место, "отхваченное" для нашей страны Юлией Савичевой в финале знаменитого конкурса эстрадной песни, на самом деле отнюдь не провал, а, наоборот, подарок со стороны международной публики.

Сотни миллионов телезрителей в прямом эфире могли наблюдать, как совместные усилия композитора (и продюсера) Максима Фадеева, имиджмейкера Александра Шевчука, модельеров из Франции и многих-многих других членов "команды", готовившей юную питомицу "Фабрики звезд" к поездке в Стамбул, родили провал. Иначе не назовешь беспомощную подделку под стиль Уитни Хьюстон — без ее харизмы, эмоциональной выразительности и вокальной техники, зато с аляповатыми костюмами и нелепыми, непонятно зачем нагроможденными балетными поддержками. И если бы не зрительская поддержка братьев-славян из Белоруссии и Украины, а также братьев-евреев из Израиля, голосовавших за Россию, то скатиться бы нам на какую-нибудь двадцатую позицию, в дружеские объятия аутсайдеров — англичан или, допустим, французов, выступивших на этом соревновании крайне слабо.

Кстати, не закономерно ли — и в Англии, и во Франции действует та же система отбора, что у нас: конкурсантов готовит одно-единственное на всю страну предприятие типа "Фабрики звезд". Об этом простодушно сказала в эфире сама директор "Фабрики" Лина Арифуллина, не подумав, что тем самым она лишь обличает порочность подобной монополизации в шоу-бизнесе, отбрасывающей в арьергард даже такие мощные певческие державы, как родина "Битлз" или родина Эдит Пиаф. Все-таки раньше, пока у Первого канала (именно он представляет нашу страну в организации "Евровидение") не было своего "карманного" проекта — "Фабрики звезд", — отбор кандидатов оказывался лучше, и за Алсу или даже прошлогодних "Татушек" не приходилось так краснеть...

А вот победа Русланы из Украины показалась вполне закономерной. Хотя у кого-то из "фабрикантов" в московской студии и полезли вверх брови от удивления: дескать, как же так, ведь украинский шоу-бизнес отстал от нашего лет на двадцать! А может, оно и хорошо, что ТАК "отстал"? Что Руслана имеет возможность, не спрашивая никакие "Фабрики", продюсировать собственные проекты?.. Талантливая исполнительница и сочинительница песен, в отличие от Юли не пляшущая под чужую дудку, точно почувствовала, что именно сейчас в мире ценится: обращение к национальным истокам. Пусть даже ее вокал небезупречен (моя воля — я бы дал первое место 16-летней киприотке Лизе со вполне сформировавшимся голосом в духе Барбры Стрейзанд или отличному оперно-эстрадному певцу из Македонии по имени Тоше). Но и в этой шероховатости есть своя органичность, поскольку фольклорные интонации, так привлекающие Руслану, не требуют обязательного бельканто. Органичны костюмы, танец — в отличие от Юлиных "опекунов" украинка ничего не высасывала из пальца, ее идеи естественны...

Точно так же закономерен успех музыкантов из Сербии и Черногории, занявших вторую позицию. Конечно, он основан в первую очередь на обаянии народных мелодий. Думаю, и турецкая панк-группа "Athene" вызвала симпатии европейской публики прежде всего тем, что использовала в качестве "подпорок" для своего в общем-то не очень интересного номера элементы фольклорных ритмов. Для сравнения — провал польки, бездумно имитировавшей не лучшие особенности "кошачьего" голоса американки Анастасии, скорее всего, тоже объясняется полным забвением собственных национальных традиций...

Но вернусь к Юлии. Очень не хотел бы, чтобы мою критику восприняли как желание "задвинуть" девушку. Я рад ее уверенности в себе, хотя и несколько удивлен безоблачным настроением, бросившимся в глаза в первом же ее интервью после объявления результатов. Наверное, это маска для публики? Надеюсь, внутри у нее проходит какая-то умственная работа по осмыслению итогов важного этапа профессиональной жизни. Хотя наивно выпучивая глазки и хлопая длиннющими ресницами, девочка всячески пыталась убедить нас в обратном, создавая впечатление, что вдумчивость — отнюдь не ее подруга...

Ну так, может, задумаются и озаботятся старшие более зрелые коллеги, обладающие, как говорится, влиянием? Те же члены российского профессионального жюри — конечно, не странным образом попавший в него "свадебный генерал" Николай Дроздов, но, скажем, Надежда Бабкина, как раз и высказавшая мысль о ценности национального начала в современной песне. Или та же Лина Арифуллина, вряд ли заинтересованная в том, чтобы ее предприятие, превратившись в местечковую монополию, и дальше позорилось на международной арене. Невозможно ведь предположить, что ей приятно было слышать из уст сидевшего в зале телеведущего Ильи Легостаева справедливый упрек в том, что "Фабрика звезд" навязывает России очень примитивные музыкальные стандарты.

Бирюков Сергей, "Труд"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить