Зюганов "зачищает" региональные организации КПРФ

Как сообщил на пресс-конференции заявил первый зампредседателя ЦК КПРФ Иван Мельников, за время после Х съезда компартии прошло 40 пленумов и партийных активов в региональных организациях, причем участники всех этих собраний "поддержали решение съезда КПРФ, состоявшегося в киноконцертном комплексе "Измайлово", и осудили сторонников Владимира Тихонова".

Он отметил, что "руководители партийных организаций Татарстана, Свердловской, Брянской и Смоленской областей, принимавшие участие в "альтернативном" съезде, уже освобождены от своих должностей. "Кроме того, в прошлое воскресенье пленум Ивановского обкома КПРФ освободил от должности почетного председателя обкома Владимира Тихонова", добавил Мельников. По его словам, "коммунисты области приняли к сведению, что Тихонов уже исключен из партии".

Первый зампред ЦК КПРФ сообщил, что в ближайшее время пройдут пленумы и собрания актива в остальных региональных отделениях, и "будет дана принципиальная оценка попыткам расколоть партию".

Для Кремля, давно мечтавшего иметь на политической сцене, помимо идейно безликой "Единой России", умеренно левую (а также умеренно правую) "колонну", событие очень желанное. Для России происшедшее, скорее всего, просто факт из длинной истории постепенного умирания самого большого обломка КПСС. Переворот в партии зрел давно при явном сочувствии в высоких властных структурах. После массированной кампании в канун декабрьских выборов, главной мишенью которой был лично Г. Зюганов, оставалось настроить против главы КПРФ уже не избирателей, а рядовых членов партии. С левыми поработали основательно и профессионально. Работа облегчалась тем, что многие в партии не могли простить Зюганову его поражения на президентских выборах 1996 г., когда, несмотря на весь административный и денежный ресурс Кремля, коммунисты имели реальный шанс переломить ситуацию в стране. И последовавшей затем постепенной потери популярности некогда могучей партии.

Первый конфликт двух Геннадиев произошел год назад. Сперва он развивался в эпистолярном жанре. Зюганов в подвластных ему газетах "Советская Россия" и "Завтра" опубликовал открытое письмо, в котором назвал Семигина "кремлевским кротом", который хочет развалить КПРФ. Зюганов говорил, что Семигин фактически стал перекупать региональных лидеров партии, регулярно давая им деньги. Но к тому моменту, когда глава КПРФ обнаружил у себя под боком "крота", примерно половина региональных руководителей уже оказалась на стороне Семигина.

Первым поражением Зюганова в борьбе с "кротом" стал сентябрьский предвыборный съезд партии, когда Семигина, вопреки желанию вождя, включили в федеральный избирательный список КПРФ. Затем в декабре настала пора выбирать партийного кандидата в президенты. Сторонникам Зюганова удалось с минимальным перевесом провести своего кандидата — Николая Харитонова. Более-менее удачное выступление Николая Харитонова на выборах, где ему сначала прочили порядка двух процентов голосов, воодушевило Геннадия Зюганова. Он почувствовал в себе силы и моральное право сместить Семигина. В результате длительной подковерной борьбы Семигин был исключен из фракции КПРФ в Госдуме, а также лишен партийного билета. Но это была только прелюдия, основная борьба намечалась на съезде, к которому, как выяснилось, лучше подготовился Семигин.

1 июля альтернативный пленум ЦК КПРФ низложил Геннадия Зюганова. Это произошло за два дня до съезда КПРФ. В пленуме, организованном бывшим спонсором компартии Геннадием Семигиным, приняли участие 96 членов ЦК из 158-ми. Коммунисты проголосовали за отставку бессменного Зюганова и назначили нового лидера. Через полчаса после окончания "альтернативного" пленума открылся другой пленум — с участием Геннадия Зюганова и его сторонников. Этот пленум, разумеется, переизбрал Зюганова на новый срок. "Атака семигинцев убедительно доказала то, во что товарищ Зюганов и его соратники категорически отказывались верить: в компартии произошел настоящий раскол, вполне сравнимый по значению и последствиям с разделением РСДРП на большевиков и меньшевиков в начале прошлого века", — подчеркивает "Коммерсантъ".

За альтернативными пленумами последовали альтернативные съезды: 3 июля в Москве прошли два Х съезда КПРФ. Сторонники Г.Зюганова проводили заседание в концертном зале "Измайлово" при открытых дверях, его противники под председательством губернатора Ивановской области Владимира Тихонова — в строго законспирированном месте. Ключевым вопросом в противостоянии двух съездов был кворум. Стороны решительно расходились в показаниях, называя количество делегатов на своих съездах. По утверждению Геннадия Зюганова, на нем присутствовали 246 из 317 делегатов, то есть абсолютное большинство. Никакого раскола в КПРФ нет, заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов в перерыве работы 10-го съезда партии. "Почти все организации партии представлены на съезде". Сторонники Семигина, в свою очередь, утверждаю, что на их съезде присутствовало 146 делегатов, которые избрали председателем КПРФ губернатора Тихонова.

Очевидно, что Геннадий Зюганов выиграл борьбу за контроль над съездом — его оппоненты, ориентированные на исключенного из партии Геннадия Семигина, либо не были избраны делегатами, либо подчинились партийному руководству. И все-таки на съезде "зюгановцев" не все оказалось гладко. Во время тайного голосования по выборам членов ЦК против избрания Зюганова в руководящий орган партии проголосовали 32 делегата. Впрочем, это недоразумение не помешало Геннадию Андреевичу снова стать председателем ЦК. Пленум, состоявшийся сразу после съезда, Зюганова поддержал единогласно. Однако победа эта может оказаться пирровой. Недовольство Зюгановым, проявившееся при тайном голосовании даже среди самых верных лидеру КПРФ людей, будет расти. И, прежде всего, среди молодой части партии, которая оказалась в проигравших на выборах членов ЦК. Из нескольких десятков баллотировавшихся в руководящий орган представителей молодежи (таковыми в партии считаются люди не старше 35 лет) избраны всего четверо. Средний же возраст верхушки КПРФ — около 55 лет.

К геронтократии, разложившей в свое время КПСС, добавилась еще одна проблема: теперь Зюганову и его сотоварищам придется существовать в условиях конкуренции с собственным клоном под руководством губернатора Тихонова. Скорее всего начнется долгая судебная тяжба за право обладания брэндом КПРФ.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *