Дом, который построил Масон

Дом Масона построен в начале XX века (в 1908 — 1910 году) и никогда не являлся псковской резиденцией "Вольных каменщиков". Имя же приобрел от хозяина своего, некоего дворянина по фамилии Масон
К концу юбилейного года дом этот, стараниями многих людей и организаций, вплоть до Владимира Путина, выделившего из Президентского фонда 7,5 млн. рублей на его реконструкцию, станет книгохранилищем Псковского музея-заповедника. Но прежде чем переедут в его обновленные и укрепленные стены 146 тысяч 760 редких книг и рукописей, переберем цепь событий, предшествовавших этому обновлению.

С момента постройки дома пройдет 7 лет и крейсер имени богини утренней зори влепит из носового орудия по оплоту самодержавия, хотя и холостым, но весьма ощутимым залпом, от которого со временем осыпется не только лепнина с фасада дворянского гнезда в Комсомольском переулке. И большая часть жизни здания будет столь же незаметной, как жизнь всякого особняка, не попавшего вовремя под охрану государства.

На первый взгляд, оценивая этот архитектурный памятник по гамбургскому счету — то есть, не учитывая всех исторических коллизий, возможных на псковской земле, и не понять — а что шуму-то столько вокруг? "Мы реставрируем Дом Масона, ура!" Подумаешь, банальная коммуналка на основе архитектурного пережитка. Зданьицу-то и сотни лет не вырисовывается, максимум 95 — по псковским меркам цифры несерьезные. Вот тут и пора вспомнить те самые исторические коллизии.

Кто бы мог предположить в 1989 году, когда только расселили жильцов и принялись за работу, сколько "открытий чудных готовит" перерождение масоновской коммуналки в музейное книгохранилище.

Самое, на мой взгляд, занимательное и буквальное открытие случилось в ноябре прошлого года, когда в цокольном этаже постройки начала XX века нашли захоронения XVI-XVII веков. Как оказалось, дом был поставлен на месте мужского Златоустовского Медведева монастыря (предположительно основанного в 1503 году), упраздненного при Екатерине II. Подвал дома, стены которого сохранили древнюю монастырскую кладку, был буквально заполнен погребенными телами. Такие плотные захоронения вряд ли могут быть простым кладбищем. Хотя согласно Псковским летописям только в 1552 году "с октября сего года до осени следующего был во Пскове великий мор железою, от которого в одних кладбищах погребено счетом 25000 человек" и в 1567 году также осенью случился мор. А в таких ситуациях хоронят не всегда щепетильно и с тактом.

Кстати, есть мнение, что среди тел, обнаруженных в подвале Дома Масона покоились останки легендарного псковского промышленника и купца Сергея Поганкина, в Златоустовском Медведевом монастыре была усыпальница Поганкиных. Но сейчас установить это доподлинно невозможно. В настоящее время все найденные останки преданы земле. А стены цокольного этажа тщательно обработаны раствором формалина.

Теперь перейдем непосредственно к книгохранилищу. Разместить почти полторы сотни тысяч фолиантов дело хлопотное. Не менее хлопотно создать условия для их хранения. Я думал, что в местном климате основной проблемой сохранности книг будет чрезмерная сырость, особенно, когда узнал, что максимально допустимая влажность в хранилище 55%. Однако, специалисты объяснили, что, как правило, "болезнью" подобных исторических архивов является их высыхание, в результате которого ценные страницы рассыпаются в прах. Как рассыпается древняя известковая кладка крепостных стен и церквей. Специальное же оборудование, которое планируется установить в Доме Масона, создаст в помещениях оптимальный микроклимат, который не будет подвержен влиянию внешней среды. Такая опека обоснована, так как в ценном собрании есть штучные экземпляры, например греческие кодексы XI века, гибель которых недопустима.

Помимо микроклимата, немаловажная задача — размещение архивов. В связи с этим спланирована система мобильных стеллажей, которая позволит максимально использовать полезную площадь. И вместе с тем обеспечит легкий доступ к каждому образцу. Вес отдельной книги колеблется от сотен граммов до нескольких пудов. И если положить древнюю многопудовую книгу на полку плашмя, она попросту сломается, невзирая ни на какие оклады, ведь им тоже немалый срок. И общий вес полуторатысячной библиотеки проблема, благо решенная. Все перекрытия хранилища укреплены с учетом максимальной нагрузки, и можно надеяться, что почтенное собрание бумажных носителей и свидетелей истории не провалится в тартарары.

Сейчас завершается работа по фасаду здания, и рабочие в предпраздничном ажиотаже наводят лоск на обновленные стены. А к концу 2003 года после установки всего необходимого оборудования дом заселят новые хозяева — книги. И, кстати, освободят актовый зал музея-заповедника, который еще ни разу по своему прямому назначению не использовался.

А под конец — десерт библиофила. Книгохранилище имеет читальный зал, в котором соответственно кто-то прочтет хранимые книги. Может быть, именно вам будет позволено открыть своды греческих кодексов? Дело за малым — учите греческий язык.

Сергей Лащенко
Псковское агентство информации

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру