Трагический клоун

Один из самых популярных актеров российского кино, носитель знаменитой русской фамилии, веселый и озорной Лев Дуров прославился в амплуа "маленького человека", пытающегося доказать обществу свою состоятельность. Доказать удалось! Во всяком случае, народного артиста СССР зрители театра им. Горького, где Лев Константинович играл в спектакле "Профессионалы победы", встречали аплодисментами. Впрочем, в постановке по пьесе Гельмана Дуров был отнюдь не маленьким человеком, а большим специалистом в области PR-технологий в предвыборной кампании. И не о театре, о политике заговорил Лев Константинович в редакционной машине по пути в офис "В", где проводилась "Прямая линия". Читатели будто почувствовали боевой настрой актера: первый же вопрос оказался политическим.

- Здравствуйте, Лев Константинович. Меня зовут Елена . Как вы относитесь к актерам, которые увлекаются политикой или едут в регионы поддерживать кандидатов всех уровней в период предвыборной кампании?

- Здравствуйте, Елена. Я никогда не участвовал в политических кампаниях и участвовать не буду. Потому что можно обмануть людей. Это как в рекламе. Меня тысячу раз приглашали сниматься в рекламных роликах. Например, рекламировать лекарства. Я предложил в ответ, давайте я пройду курс лечения этим препаратом. Если это действительно хорошо и правильно, скажу честно, что я об этом думаю. Так и с голосованием. Я пойду сам проголосую. А агитировать не буду, можно ошибиться и тем самым обмануть. Ради денег нельзя обманывать людей. Всего доброго.

- Лев Константинович? Здравствуйте. Меня зовут Любовь Владимировна. Вы снимались в сериале "Русские в городе ангелов" Родиона Нахапетова, который сейчас идет по ОРТ. Режиссер сказал в одном из своих интервью, что таким актерам, как вы, трудно играть вместе с голливудскими. Это так? И какие вообще у вас впечатления о Голливуде.

- Во-первых, я снимался не в Голливуде, а у себя на родине, в Москве. А во-вторых, думаю, что с голливудскими актерами сниматься очень просто, у них целая компания замечательных актеров — Аль Пачино, Пол Ньюмен и так далее. Но у них нет таких, как Олег Ефремов. И никогда не было. Наши актеры ничуть не хуже. Просто для нас был закрыт голливудский рынок. Российские актеры плохо, извините, образованы. А если бы они знали английский язык и не было холодной войны... О господи, разнесли бы мы этот Голливуд!

- Лев Дуров?

- Он.

- Здравствуйте. Меня зовут Владимир Николаевич. В кино вам часто дают роли простоватых деревенских мужичков. А есть ли такая роль, которую вам хотелось бы сыграть, но пока не удалось?

- Можно не отвечать? А то потом будут говорить, умер, а роль, о которой мечтал, так и не сыграл.

- Алло. Здравствуйте. Меня зовут Валентина. Лев Константинович, при каких обстоятельствах в Англии вам было присвоено звание "трагический клоун"?

- Надо англичан спросить, раз они меня так назвали. Это, наверное, олицетворение смешного и трагического одновременно. Чарли Чаплин. Вы помните его походку, эти его падения? Вы вдруг понимаете, насколько человек незащищен в этом мире. И он вечно уходит в никуда, размахивая тросточкой, покручивая ее на руке. Наверное, старенький моряк Жевакин в "Женитьбе" - такой вот трагический клоун. Жизнь не сложилась. Дожил до старости лет, так и не женился. Никому не нужен. Может быть, эта интонация показалась англичанам ценной. Во всяком случае, формулировка "трагический клоун" появилась в одной из рецензий на постановку Эфроса "Женитьба", которую мы играли на театральном фестивале в Эдинбурге. А для меня... Я много лет дружил с Юрием Никулиным. И вообще к профессии клоуна отношусь хорошо. Это редчайший дар. Юра мне как-то сказал, что из меня вышел бы замечательный клоун. Это очень лестно. Это звание дороже всяких других...

- Алло, здравствуйте, меня зовут Василий. Лев Константинович, расскажите, как вам работалось с Василием Шукшиным в фильме "Калина красная"? Каким вы его помните?

- Здравствуйте, Василий. Шукшин — это такое сочетание автора, актера и режиссера удивительное. Однажды мы в Белозерске сидели в столовой. Я, оператор и Вася. Нам дали блюдо под названием "рагу" - с палец толщиной макароны и что-то еще на тарелке, такая кучка, как будто ворона над тарелкой пролетела. И огромный такой сморщенный огурец. И вот Василий Макарыч смотрит на огурец, а вилкой тычет в эти самые макароны. Вдруг как бросит вилку и говорит: "Собаки, огурец по бочкам замучили!". У него столько было боли по поводу огурца. Можете представить, как он болел за человека. А если серьезно... Шукшин был непростой человек. Но замечательный. Он не терпел никакой пошлости. Ходили всякие легенды про него. Но во время работы строже него не было человека.

- Лев Константинович, здравствуйте. Меня зовут Игорь Воробьев. Вас с Борисом Щербаковым видели вчера в казино "Доберман". Что вы там делали?

- Нас пригласили посмотреть на ночную жизнь Владивостока. Все было очень мило и весело. Признаюсь вам, что я выиграл приличную сумму и в виде фишек оставил на столе. Могу поклясться, что не взял ни рубля. Говорю, ребята, вы что? Мы же шутили! Ни с государством, ни в казино я в азартные игры не играю.

- А как вы относитесь к тому, что артисты развлекаютв ночном клубе публику?

- Это профессия актера. Если приглашают выступать, то ничего унижающего в этом нет. Хотя публика в ночном клубе и театре, конечно, разная.

- Здравствуйте, это Лев Дуров? Можно задать вопрос?

- Конечно, задавайте. Это я.

- Это правда, что ваш любимый режиссер — Анатолий Эфрос?

- Вы знаете, я 27 лет работал с ним в разных театрах. Редко, когда его спектакли не имели огромного успеха. Их, как правило, ждали не только в Москве. Питерцы приезжали. Все 27 лет можно назвать временем ренессанса. Потом стало труднее, когда он ушел сначала на Таганку, а потом из жизни. Наша жизнь стала другой, гораздо мельче и беднее.

- Кто наиболее интересный режиссер, на ваш взгляд, сегодня?

- Пожалуй, я назвал бы театр Петра Фоменко наиболее интересным. Но с многими современными режиссерами я внутренне полемизирую. Потому что считаю, что они работают на разрушение. А театр на разрушение работать не должен. Должен на созидание. Как-то в полемике я сказал: есть два арифметических знака — плюс и минус. А я бы добавил к этому — верх и низ. Так вот в нашей жизни много такого, что тянет вниз. Если говорить языком зоны, нас пытаются опустить. А мы не должны этого позволить.

- Лев Константинович, здравствуйте. Какова судьба российского кинематографа?

- Здравствуйте. О, вопрос-то какой... Даже Союз кинематографистов не ответит на такой вопрос. Думаю, что все будет нормально с нашим кино. Это как в океане — спад и подъем воды. Бывают периоды очень хорошие. Вспомните, какой был подъем в итальянском кино, какое одно время было грандиозное грузинское кино. Так и у нас. Советский кинематограф был замечательным, потом спад, и сейчас мы возвращаемся снова к кино, которое касается всех нас, наших проблем. Я против фильмов, где есть жестокость, насилие. Хотя сам снимался в боевиках. Но такова профессия.

- Лев Константинович, меня зовут Валентина Михайловна. Расскажите о своей семье. Так здорово, что есть возможность говорить с вами по телефону. Я помню, когда во Владивосток приезжал Сергей Гурзо, на встречу с ним было просто не попасть.

- У меня все в семье замечательно. Моя жена — актриса Ирина Кириченко. С ней мы вместе учились на одном курсе, отметим в следующем году золотую свадьбу. Дочь — Екатерина Дурова тоже работает в театре. Словом, семья театральная. Я дважды дедушка, и это самое прекрасное. Кто-то из великих сказал: детей можно не иметь, а внуков иметь обязательно.

- Здравствуйте, меня зовут Наталья. Я читала в прессе, что в вашем театре на Малой Бронной произошел скандал. Из-за конфликта с труппой ушел главный режиссер Житинкин. Из-за чего он произошел?

- Конфликт возник по художественным и моральным принципам.

- Что не устроило актеров?

- Сама направленность режиссерского творчества. 20 актеров положили на стол директора бумагу с просьбой не продлевать контракт с Житинкиным как с главным режиссером. В этом ничего трагического и скандального нет. Контракт с режиссером заключает директор театра, и он вправе его расторгнуть, когда кончается срок. Кстати, это предусмотрено трудовым соглашением. 20 человек письмо подписали, а шесть обратились устно, и я в их числе. Тут ничего, повторю, скандального нет. Но дальше начинается PR. В прессе появляются разные заметки, и после этого развивается тема — снова съели главного режиссера, у директора конфликт и все прочее. Но это легенда. Житинкин нас не устраивал по художественно-моральным категориям. Есть еще сердце, нервы и мозг помимо части тела, которая находится посередине тела. Спектакль "Анна Каренина" еще не вышел, но Житинкин уже дает интервью, где героиня — наркоманка. И меня это поразило. Уже были в его трактовке Нижинский, Калигула, Дориан Грей... А тут еще и Каренина — наркоманка. Не об этом написал Лев Николаевич свой роман. Она бросилась под поезд, и это было не в наркотическом бреду. Вот и все. Есть одна позиция, есть другая. А вокруг создается ажиотаж.

- Лев Константинович, здравствуйте. В театре вы играете в спектакле "Миссис Лев" о Льве Толстом. Трудно играть гения?

- Гениев играть очень трудно, да и не надо. Играть надо людей. А у Льва Николаевича человеческая судьба была непростой. Да гений и не может быть простым. Кроме того, женщина сильная рядом была. Отдала жизнь на заклание, 13 раз рожала. Это даже для позапрошлого века — подвиг. Словом, жизнь была невероятная, все время на грани любви и ненависти. И потому если играть, то человеческую судьбу.

"Прямую линию" провела Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить