По нечетным дням - купальники, по четным дням - шубы

Нас ждет глобальное потепление

То, что нашей планете грозит глобальное потепление — факт известный. Ученые предупреждают нас об этом уже не менее трех лет. По их словам, дальнейшая наша жизнь будет не из приятных — океан поднимется, леса состарятся, урожаи уменьшатся, питьевая вода закончится, а человечество атакуют болезни. Правда, часть общества прогнозам этим пессимистическим не верит и требует доказательств. Как выясняется, далеко ходить за ними не надо: для коренных народов, живущих за Полярным кругом, проблема климата давно уже перестала быть абстракцией. Об этом и шла речь на международной конференции, которая состоялась в Мурманске на минувшей неделе. Оленеводы, охотники и рыбаки Канады, Аляски, Швеции, Финляндии, Камчатки и Кольского полуострова всерьез обеспокоены непредсказуемым поведением их кормилицы — матушки Природы. Арктику не случайно называют кухней погоды. И есть серьезные опасе

Вещий сон шамана

Все мы являемся свидетелями, как стремительно меняется климат, как он перестает быть предсказуемым. Природа ежедневно преподносит человечеству сюрпризы в виде наводнений, тайфунов, засухи и землетрясений. И частота и масштабность этих событий только нарастают: наводнение в Европе, снегопад в Сочи... Мы и на себе чувствуем, что происходит что-то неладное: еще совсем недавно в Мурманске стояли морозы, а теперь вдруг резко потеплело, все тает, и идет дождь. И никто не может предсказать, что будет завтра. Мир как будто сошел с ума.

Люди, проживающие в непосредственной близости к природе, переживают эти явления наиболее остро.

Шаман и оленевод Пенти Ниводемус из Финляндии полон самых мрачных предчувствий. Информацию из космоса он получает в вещих снах, полных причудливых образов. Свои чувства он выражает в песнях. В последнее время тональность его мелодий тревожна и нерадостна. С помощью бубна шаман разгоняет тьму, но она подбирается снова и снова.

Пенти можно назвать самым современным шаманом. Это не хобби и не профессия, а образ жизни. Все началось 15 лет назад, когда обычный финский парень принял участие в состязаниях барабанщиков. Сначала это была только музыка, потом Пенти понял, что она способна реализовать самые потайные желания. Иногда они исполняются. Для Пенти ничего не стоит мысленно "перенести" стадо оленей на другое место. Он также способен предсказать, чем закончится лечение заболевшего соплеменника. Но никогда не говорит людям о смерти, если она стоит на пороге.

Каждый день Пенти идет на работу в тундру. Тропинка на пастбище проходит по берегу реки. И всякий раз он зачерпывает ладонью кристально чистую воду и просит высшие силы, чтобы он мог это делать еще долго. От заката до рассвета он пасет стадо оленей и каждого из них знает "в лицо". Пастуха очень расстраивает, что с каждым годом его рогатым подопечным все сложнее отыскать еду. Цивилизация наступает: люди строят дома и дороги, вытесняя животных.

Этой зимой оленям пришлось несладко. Сначала тундру поливал дождь, затем землю подморозило, и снежный покров превратился в сплошную корку льда. Без помощи человека оленям не добраться до ягеля. Сейчас животные раньше обычного подались на побережье: подумали, что пришла весна.
Пенти видит, что климат меняется. И, по его словам, трудно предсказать, что будет дальше. Волшебство тут бессильно. Шаман вообще не любит употреблять это слово. Он считает, что каждый человек должен отыскать своего духа, который может помочь природе. Общая сила желания может спасти мир. "Если природе плохо и тебе плохо, ты должен сделать что-то, чтобы изменить ситуацию", — говорит он.

Охотник из Канады Джон Кеогак в свое время не побоялся сразиться с полярным медведем, но сейчас он чувствует свое бессилие, потому что весь привычный распорядок жизни рушится на глазах. — Мои предки предсказывали погоду по звездам, растениям и облакам, — говорит он взволнованно. — Сегодня эти приметы не действуют. И это не может не пугать. Чтобы выжить, нам нужно меняться вместе с климатом. Только обобщив свои наблюдения за природой, мы поймем, что должны делать.

Для двух тысяч саамов, ненцев, коми и других малых народностей, проживающих в Мурманской области, проблема климата как никогда актуальна. Многие оленеводы не смогли приехать на конференцию: в настоящее время они отправились в тундру. Пастухи вручную разбивают наст, чтобы оленям было легче добывать пищу. Везут для них сено и соль-лизунец. Делают все, чтобы спасти оленя, который для них и пища, и одежда, и сама жизнь.

Почему исчезают комары?

"Наблюдения коренногонаселения за природой — очень ценное дополнение к официальному мониторингу исследований, — убежден научный сотрудник Мурманского технического университета Сергей Завалко. — Выявить закономерности изменчивости климата в планетарном масштабе традиционным способом практически невозможно. Человек, который живет в тундре и наблюдает ее каждый день, способен сказать больше, чем обычные измерения температуры, скорости и силы ветра".

Трудно не заметить, что тундра меняется. Не к добру исчезают комары. Зато появляются шмели и новые для северных мест насекомые, а также ящерицы и лягушки. Растения растут не как обычно. В Северной Канаде распространились бурые медведи. Изменения происходят повсеместно.

Все 200 лет, о которых палеоклиматология накопила обширную информацию, климат на Земле непрерывно менялся, но никогда это не происходило столь стремительно, как сейчас. В чем причина этих явлений? Оленеводы и рыбаки говорят, что природа наказывает человека за грехи, за небрежное и безответственное отношение к ней. Ученые ссылаются на усиление парникового эффекта в результате накопления в атмосфере парниковых газов. Главный из них — СО2 в основном выбрасывается в атмосферу при сжигании угля, нефти и газа. За последние десятилетия концентрация СО2 в атмосфере выросла на треть. А человечество за день сжигает столько топлива, сколько его образовывалось в природе за тысячи лет.

Глобальное потепление только часть проблемы. Речь идет о глобальном изменении климата — и в сторону потепления, и в сторону похолодания. Совсем недавно в районе Северного полюса наблюдалась аномалия — незамерзающая полынья образовалась там, где раньше был многометровый лед. В то же время ультраполярный холод (ниже 60 градусов) распространился по Сибири, дотянулся до Дальнего Востока. Это взаимосвязано. Все прогнозы говорят, что нестабильность климата будет нарастать, и, увы, это будет не плавное и приятное потепление на 2-5 градусов за столетие, а все более резкие и неожиданные скачки и удары выведенной из равновесия природы. Похоже, меткое выражение острослова: "О погоде на завтра вы узнаете послезавтра" перестает быть просто шуткой.

Вымрем, как лягушки

- Так что же нам готовить: купальники или шубы? — адресую я свой вопрос руководителю Всемирной климатической программы с российской стороны Алексею Кокорину.

- По четным дням — шубы, по нечетным — купальники, — шутит ученый, — Конечно, все мы хотим тепла, но есть и обратная сторона медали. В целом по земному шару температура повысилась на 0,6 градуса, в Арктике — на 5, а в России — на один градус. Кольский полуостров находится в опасном положении. За минувший век здесь не потеплело, а похолодало. А теперь представьте себе ситуацию: во всей Арктике теплеет, а в каком-то ее месте — нет. Это же мина замедленного действия! Здесь и так наблюдаются перепады атмосферного давления, а будут еще чаще. Климат стабилизируется только через пятьдесят лет. Естественно, все это скажется на здоровье населения. Скачки температур не заметят люди только с абсолютным здоровьем. Для большинства это означает сплошную головную боль.

- Может, пора говорить об эвакуации населения нашего региона? — на всякий случай спрашиваю я, не надеясь на честный ответ.

- Давно пора — вполне серьезно отвечает ученый. И подумав, добавляет: — Похоже, государство и так не оставляет вам иного выхода.

Кстати, в животном мире уже есть жертвы изменения климата. В Америке вымерла как вид редчайшая ярко-оранжевая лягушка. В Алтае под угрозой исчезновения находятся снежные барсы, а в Приморье наблюдается массовая гибель копытных. Остались считанные единицы уссурийских тигров и дальневосточных леопардов. Изменение ледового режима неизбежно скажется на белом медведе и гренландском тюлене. Их популяция может сойти на нет.

"Золотой век" не наступит

Еще недавно ученые предрекали, что с потеплением наступит "золотой век" для России. Урожаи повысятся, народ разбогатеет. Увы, сегодня расклад иной: там, где было плохо, станет еще хуже. Первое доказательство в подтверждение пессимистического прогноза — наводнение в Якутске, где рухнула канализационная система, построенная на вечной мерзлоте.
Продолжительные засухи в черноземных районах также не способствуют развитию нашего сельского хозяйства. Да и вообще ничего хорошего ждать не приходится. Самое страшное — нас атакуют неизвестные ранее болезни. Это уже происходит. К примеру, в 1999 году в Астраханской области зарегистрирована вспышка неизвестной ранее "лихорадки западного Нила". Инфекцию удалось распознать только, когда ею заразились сотни человек.
Ученые прогнозируют распространение малярии и тропической лихорадки в Астраханской и Ростовской областях. Москвичам угрожает энцефалит. В ближайшее время учащихся московских школ будут обучать, как правильно ходить по лесу и какие меры защиты предпринять, чтобы не подцепить клеща.

- Надеюсь, до Мурманска малярия доберется, когда мы уже научимся с ней бороться, — утешает "главный по климату" Алексей Кокорин.


Слово за Россией

Проблема изменчивости климата отнюдь не сводится к обычным экологическим вопросам. Все гораздо сложнее. Дело в том, что затрагиваются базовые экономические и политические интересы: контроль за выбросами парниковых газов прямо касается энергетики и других ведущих отраслей экономики. Большие надежды возлагаются на Киотский протокол, который является обязательством стран по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу.

Протокол ратифицирован 104 странами, отказались участвовать в нем только США и Австралия. Сегодня "расклад" таков: если Россия не ратифицирует Протокол, то в отсутствие США он не сможет вступить в силу. Нашей стране подписание этого документа крайне выгодно, так как она приобретет дополнительный источник средств. Дело в том, что протокол предусматривает механизм "торговли квотами" на выбросы.

Обязательство той или иной страны не превысить в среднем за 2008-2012 годы определенный уровень выбросов парниковых газов интерпретируется как наличие у страны общенациональной квоты — разрешения на выброс. Квота России равна ее выбросу в 1990 году. По прогнозу Минэкономразвития России, в среднем уровень выбросов парниковых газов составит в первый период обязательств (2008-2012 годы) около 3 миллиардов тонн СО2 (эквивалента) — на 20 процентов ниже, чем в 1990 году. Это означает, что Россия наверняка выполнит количественные обязательства. В странах с более развитой промышленностью ситуация иная. По различным оценкам, ежегодные объемы превышения выбросов парниковых газов над обязательствами (то есть спроса на квоты) в 2008-2012 годах оцениваются примерно в 150 миллионов тонн СО2 для стран ЕС и 300-400 миллионов тонн СО2 для Японии, Канады, Новой Зеландии, Норвегии. Фактически мы сможем с 2008 года продавать столько квот, сколько позволит состояние мирового рынка. К подобному сотрудничеству с нами уже проявили интерес ряд стран ЕС, Норвегия и Канада. Численная оценка "цены" вопроса очень сложна. Большинство экспертов говорят о сумме в 1-2 миллиарда долларов прямых средств и общем притоке инвестиций в 10-20 миллиардов. Эти деньги пригодятся нам и для того, чтобы подготовиться к грядущим потрясениям.

Татьяна ОСТАПОВА,
"Норд-ВестЬ Курьер", Мурманск