Под суд за... нравственность

Новогодний утренник для 5-6 классов в никологорской сельской школе педагоги решили закончить дискотекой. Потом, давая объяснения следователю, они сказали, что не входившая в программу мероприятия для малолетних шумная танцулька понадобилась им, "чтобы дети согрелись перед уходом домой". Способ "для разогрева" они, однако, выбрали не соответствующий ни возрасту детей, ни местному печальному опыту подобных развлечений. Ведь в истекавшем 2002 году, на дискотеках или сразу после них в поселке Никологоры было зафиксировано две смерти и несколько случаев нанесения серьезных телесных повреждений.

Увы, это стало нормой для подобных увеселительных мероприятий, впрочем, как и пьянство, сквернословие и токсикомания. Летом парковая дискотека до часу ночи разносит на весь поселок низкопробные шлягеры. А зимой этот "рассадник культуры" оккупирует Храм Рождества Богородицы, который отведен под клуб (в алтарной части, как водится, устроены туалеты). Может, никологорские педагоги решили в канун Нового года преподать 10-12-летним детям урок нравственного поведения на дискотеке, завершив ею хоровод возле елочки, но их воспитательные усилия не пропали даром и стали первопричиной долгих разборок с родителями при участии дознавателей, милиции, прокуратуры и даже суда.

Дело в том, что для юных чад запустили песню группы "Руки вверх": "Ты целуй меня везде — 18 мне уже!" И именно под эту разухабистую песню начали кривляться, подражая виденному на взрослой дискотеке, ученики 5-6 классов сельской школы. Конечно, последнее десятилетие внесло свои коррективы и в сельский быт. Но значит ли это, что и педагоги могут опустить планку до таких низких пределов? Именно такой подход и возмутил одного из родителей, пришедших на утренник. Он потребовал от педагогов прекратить транслировать "пошлость и похабщину", а в ответ услышал: "Идите отсюда! Мы вас не приглашали".

Надо признать, что в этой ситуации ревнитель нравственности, кстати, сам по образованию педагог-психолог, выпускник Ленинградского университета, повел себя категорично: сбросил колонки на пол, сорвав тем самым продолжение дискотеки и нанеся ущерб школьному имуществу. Но нельзя не обозначить и предысторию событий: давно между отдельными педагогами этой школы и Сергеем Николаевичем Никологорским, который вел здесь на общественных началах шахматный кружок, сложились неприязненные отношения. Может быть, не обошлось здесь без элементарной зависти к человеку неординарному, по местным меркам весьма преуспевшему в бизнесе и при этом выпустившему пять поэтических и философских сборников своих произведений. Кроме того, он содержит в своем доме "Благотворительный духовный лицей" с преподаванием основ православия, в определенной степени представляющий альтернативу местной школе. В доме Никологорских проходят и тренировки юных шахматистов, привезших на днях первый приз с областных командных соревнований "Белая ладья". И в семействе Никологорских, и в уставе шахматного клуба, и в правилах лицея пьянство, курение, грубая брань — вне закона.

А вот дознаватель из Вязников О.М. Савельева в официальном документе аргументировала правомерность включения весьма сомнительной песенки группы "Руки вверх" в репертуар дискотеки для малолетних школьников тем, что такие песни "звучат на радио массовым тиражом", и они "разрешены родителями". Подписывая обвинительное заключение для направления дела в суд по ст. 213, ч. 2 (злостное хулиганство), следователь почему-то исключила из него предысторию возникшего у новогодней елки инцидента, но "припомнила" поэту-"хулигану" события шестилетней давности, когда он столь же эмоционально пытался остановить нецензурные излияния пьяной дамы в присутствии детей. Следователь не сочла нужным опросить свидетелей того, что С.Н. Никологорский приехал в школу вовсе не за тем, чтобы устроить там скандал с повреждением школьного имущества, а чтобы поощрить купленными за свой счет новогодними подарками лучших шахматистов, а также девочек-школьниц, пришедших на бал в нарядных платьях. И именно в таком, скажем мягко, урезанном виде (без приложения показаний свидетелей обвиняемого) дело ушло в суд.

Один популярный в 60-е годы поэт сделал крылатой фразу "Добро должно быть с кулаками!". Воспитанные на его поэзии "шестидесятники", приняли ее как жизненное кредо. И сейчас, когда разгул преступности и падение морали грозят опрокинуть жизненные ценности целых поколений, вновь возникает вопрос: а не пора ли применять силу, защищая себя, своих детей и близких от этого беспредела? И общественное мнение снова, как и 40 лет назад, склоняется к положительному ответу. Даже Госдума посвящает этим проблемам не одно заседание. Но это в теории. А на практике? Да, Сергей Никологорский свой протест облек в слишком жесткую форму. Он и сам признает свою долю ответственности за происшедшее и уже возместил материальный ущерб, привезя в школу новые колонки взамен поврежденных. Но значит ли это, что возникший конфликт вышел из рамок нравственного столкновения и перерос в уголовное преступление, в котором обвиняемый, никогда и никем не замеченный в пьянстве или сквернословии, представлен, по меньшей мере, отъявленным злодеем, ни с того ни с сего ворвавшимся в зал и до смерти напугавшим детей, водивших хоровод у елочки под рождественскую песенку? А ведь статья, которую вменили Сергею Николаевичу, отцу пятерых несовершеннолетних детей, предусматривает и лишение свободы на весьма длительный срок. Зато ни на школьном педсовете, ни в иных общественных или педагогических инстанциях не нашли отражения и оценки действия школьных педагогов, не пожалевших времени и усилий, чтобы загрузить правоохранительные органы разбором, в сущности, никак не криминального, а скорее нравственного конфликта, в котором их воспитательные действия отнюдь не являются безупречными.

Не это ли спровоцировало создание нездоровой атмосферы вокруг детей Никологорских: один из старшеклассников нецензурно оскорбил и нанес побои его сыну и племяннику и при этом не скрывал, что это — возмездие "за срыв нашей дискотеки". Думается, что все случившееся действительно требует внимания и всестороннего обсуждения. Над этим стоит задуматься и в Вязниках, и на областном уровне, поскольку проблема нравственного воспитания молодежи и роли в этом педагогов и родителей давно уже вышла за пределы одной отдельно взятой сельской школы.

П. ГРАДОВ.

"МОЛВА"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить