“Мы вернулись в свой город знакомый до слез”

Легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов приехали в Петербург спустя 24 года

Утром в субботу на тренировочном катке "Юбилейного" было столпотворение: спортивные функционеры, юные воспитанники спортшколы, журналисты и убеленные сединами питерские интеллигенты с книгами и старыми фотографиями. Все они пришли посмотреть на Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Назвать происходившее действо тренировкой было бы неправильно. Это был бенефис для избранных. Ведь, как заметила коллега из Москвы (кандидат в мастера спорта по фигурному катанию, между прочим), такого скольжения, как у 70-летнего Олега и 67-летней Людмилы, нет практически ни у кого из современных парников. И от обращения по имени-отчеству двукратные олимпийские чемпионы отказываются наотрез. С легендарными фигуристами, приехавшими в "свой город, знакомый до слез", побеседовал корреспондент "Смены".

- Где вы успели побывать во время нынешнего визита?
О.П.: Начали с Волковского кладбища, где в одной могиле с отчимом, поэтом Дмитрием Цензором, похоронена моя мама. Мы благодарны первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку, который решил вопрос с этим захоронением. Поклонились и его праху в Александро-Невской лавре.

- Встречались ли с кем-то из фигуристов вашего поколения?
О.П.:
Удалось повидаться с Ниной Монаховой и Майей Беленькой. Сегодня только болельщики со стажем помнят эти имена. Моя первая партнерша Маргарита Богоявленская ушла из жизни. Нет в живых и Валентины Тарошиной, с которой я катался перед тем, как встать в пару с Людмилой. Она весила почти 70 килограммов, и до сих пор у меня побаливает рука, которая была задействована для поддержек. С семьей Москвиных наша связь никогда не прерывалась. Когда я отмечал 70-летие в Лейк-Плэсиде, Тамара и Игорь накрыли стол в одном из лучших местных ресторанов.

- Вы неоднократно говорили, что не испытываете ностальгии. Сомневались ли вы в целесообразности путешествия в Санкт-Петербург после 24-летней разлуки?
Л.Б.: Председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов приглашал нас с открытым сердцем. Это мы почувствовали, когда получили поздравительную телеграмму к 70-летию Олега. Первый раз за 48 лет нашей карьеры нас поздравил министр.

- Россия и Петербург сильно изменились?
Л.Б.: Это уже совершенно иной мир, другой менталитет у людей, нет хамства в гостиницах и ресторанах, с чем в Союзе приходилось сталкиваться повсеместно.
О.П.: А вот менталитет наших поклонников остался тем же самым. Подходят люди, которые помнят программы 70-х, 60-х и даже 50-х годов. Живя в Швейцарии, мы следим за жизнью в России. Очень рады, что видны изменения в лучшую сторону. Да, есть нищие, но они есть в любой стране мира. Это ведь раньше было равенство в бедности. Мы сами с этим столкнулись. Ведь жили от зарплаты до зарплаты, получая в качестве солистов Ленинградского балета на льду за зарубежные гастроли по 10 долларов в сутки.

- Вас это не задевало?
О.П.:
Поначалу очень сильно. Но как-то раз во время прогулки разговорился со знаменитым оперным певцом Борисом Штоколовым. Мы жили в одном доме, который все называли "дворянское гнездо". Он рассказал, что спел в Финляндии партию Бориса Годунова. И получил за это все те же 10 долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за 5-6 минут пребывания на льду такие деньги платили. Так что мы еще были достаточно высокооплачиваемыми работниками.

- Чем вы объясняете долголетие вашей пары?
Л.Б.:
Любовь, как и музыка, объяснению не поддается. Мы не признавались друг другу в любви, но катаемся в режиме нон-стоп уже почти полвека. Юбилей справим в 2005-м.
О.П.: А в 2007-м отметим золотую свадьбу. Прекрасно помню, как в декабре 1957 года нас зарегистрировали в Московском райисполкоме. Я тогда только уволился в запас, пришел в бушлате, а на Людмиле было скромненькое пальтишко. В кармане — 2 рубля. Из них рубль двадцать заплатили за регистрацию, оставили по 20 копеек на троллейбус, а остальное отдали гардеробщику. До сих пор стоит перед глазами его презрительный взгляд. Л.Б.: Больших богатств мы не нажили до сих пор. Зато по-прежнему молодые, можем двигаться и доставлять удовольствие зрителям.

- Еще в советском Ленинграде вышла ваша книга "Золотые коньки с бриллиантами". Нет ли желания написать продолжение?
О.П.:
Книгу эту назвать нашей язык не поворачивается. Когда я отдал рукопись в издательство, то Анатолий Чайковский, опытный журналист и муж известного тренера, сразу сказал: "Хочешь, чтобы ее напечатали, нужно сгладить углы". Ну, он и сгладил, добавив через каждые десять строк благодарности партии и правительству. Мне бы хотелось рассказать о нашей жизни, не сглаживая углов. Только очень сложно настроиться на работу после приготовленных Людмилой обедов.

- Вы предпочитаете русскую или швейцарскую кухню?
Л.Б.:
Русскую кухню из швейцарских продуктов. Это оптимальное сочетание.

- Какие подарки вы дарите друг другу?
О.П.:
В нашей семье финансами распоряжается Людмила. Не придешь же к ней просить денег! Поэтому довольствуемся теми подарками, которые нам присылают. Л.Б.: Раз в два года нам дарит новые коньки фирма "Джон Вильсон". Мы катаемся в них всю жизнь. Только в Союзе с нас как с участников сборной брали за них по 400 рублей. Когда мы отправили заказ уже из Швейцарии, то попросили приложить чек для оплаты. Нам ответили, что делать подарки фигуристам такого масштаба для фирмы высокая честь. Думается, очень долго этой компании придется включать в свой рекламный бюджет затраты в 1000 долларов на коньки для Белоусовой и Протопопова. Мы ведь собираемся последовать рекомендациям питерского ученого Владимира Волкова, заслуживающего Нобелевской премии за книгу "Медицина бессмертия. 280 лет земной жизни".

- Надеюсь, ждать вашего бенефиса в Санкт-Петербурге не придется два столетия?
О.П.:
В ближайших планах у нас отдых на Гавайях, где мы, как всегда, займемся виндсерфингом, потом будем тренироваться в Лейк-Плэсиде. Выступим в столице зимней Олимпиады-80, а также в Бостоне. В Санкт-Петербург пока не приглашают.

- Говорили, что вас приглашали в шоу Артура Дмитриева, но не смогли удовлетворить финансовые запросы...
О.П.:
О шоу Дмитриева нам рассказывали наши ученики супруги Великовы. Но официального приглашения мы не получали и никаких переговоров о финансовых условиях не вели.

Беседовал Борис ХОДОРОВСКИЙ,
"Смена", Санкт-Петербург

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить