Реставрация России: Олигархи между рентой и раскулачиванием?


Представители сырьевых отраслей России, очевидно, настолько серьезно восприняли предложение главы счетной палаты Сергея Степашина об изменении налогообложения в нефтяной отрасли, что даже пока никак не отреагировали. Оно и понятно – в столь серьезном деле спешка не лучший помощник. Однако, без сомнения, Степашину теперь предстоит выдержать (как в свое время замглавы Администрации президента Дмитрию Козаку, предложившему национализировать недра и продукт недр России) шквал «заказной» критики со стороны наиболее авторитетных российских СМИ. И это не удивительно – СМИ содержат сырьевые олигархи. А Сергею Степашину, судя по всему, поручено озвучить новую государственную политику в отношении российской бизнес элиты.

И действительно, прошедшая на той неделе встреча президента России Владимира Путина с членами президентского совета по вопросам бизнеса (а все они в основном как раз представители сырьевых отраслей) почему-то не получил широкого освещения в прессе. И было из-за чего. Президент с элитой бизнеса был неласков. Вежлив, но не ласков. Стоило главе нефтяной компании «Юкос» Михаилу Ходорковскому пожаловаться на госкомпанию «Роснефть», которая увела из-под носа соблазнительную «Северную нефть», как глава государства олигарха осадил – «Роснефть» госкомпания, и ей нужно расширять свои запасы. И сразу стало очевидно, что «все животные равны, но некоторые все же равнее». Более того, совершенно иным смыслом наполнилось давнее высказывание Путина о «равноудаленности» олигархов. Президент Путин не преминул напомнить, что у компании Ходорковского были серьезные проблемы с налогами. Можно сказать, что на этом дискуссия власти и национальной буржуазии закончилась, не начавшись.

После такого приема, все начинает становиться на свои места. Становятся ясны проблемы нефтяных олигархов, которые из-за препон со стороны государственных ведомств не могут получить алкаемые месторождения, построить собственные трубопроводы и т. д. и т. п. Становится понятно и наступление, начатое государственными сырьевыми монополиями (Газпром», «Роснефть», «Транснефть»). Как говорится, подули иные ветры.

Сергей Степашин, несомненно, относится к разряду российских политиков такого уровня, что ему не требуется «допуска» для знания реального положения в стране. Более того, он как никто другой подходит для того, чтобы сказать роковые слова, которые власти говорить, вроде бы, пока не к лицу. И соответственно, ни одно произнесенное им слово, не произнесено зря. Поэтому стоит припомнить, что еще недели две назад в интервью одному из  телевизионных каналов (далеко не пропрезидентскому), он вдруг сказал, что олигархам «надо делиться, иначе их самих поделят».

Уикенд – подходящее время, чтобы сделать заявление – остается время, чтобы как следует поразмыслить. Особенно такой длинный уикенд, как минувший. Поэтому, судя по всему, Сергей Степашин не случайно выбрал время для своего заявления. В субботу, встречаясь с депутатами парламента Кабардино-Балкарской республики, он поведал им, что крупнейшие российские нефтяные компании ежегодно недоплачивают в бюджет страны миллиарды рублей. По его мнению, чтобы изменить ситуацию в топливно-энергетическом комплексе «надо думать о введении элементов рентной платы». Тогда, по его словам, не понадобится «миллион налоговых органов, не нужно будет искать дырки в законодательстве, когда налогообложение через разного рода оффшоры и подставные фирмы уводится от контроля». По его расчетам, в этом случае бюджет сможет ежегодно дополнительно получать 5-6 млрд. долларов.

Причем, глава Счетной палаты, весьма основательно обосновал свою позицию, очевидно, учитывая возможность обвинения со стороны российских и иностранных либеральных СМИ в возрождении элементов сталинизма. Которые в последнее время нет-нет, да и появляются в адрес нынешнего российского президента. По словам Сергея Степашина, рентная плата взимается в таких развитых и демократических государствах как Норвегия, Швеция, Финляндия, Аргентина. Для этих стран топливно-энергетический комплекс приоритетен как во внутриэкономической, так и во внешнеэкономической деятельности, отметил глава Счетной палаты. Однако ни одну из этих стран нельзя обвинить в наличие авторитаризма. И, ясное дело, Россия стремиться встать с ними в один ряд. А заодно, привести в чувство зарвавшуюся национальную буржуазию, которая продолжает захватнически распоряжаться природными ресурсами страны, в массовом порядке вывозит капитал за границу, да еще воображает, что может продвинуть на предстоящих президентских выборах альтернативную Путину кандидатуру. Похоже, однако, что это все-таки не так.

Речь, конечно, же не идет о том, чтобы резать курицу, несущую "золотые яйца". Однако процесс "дойки" этих разжиревших кур теперь, видимо, будет происходить с поистине государственным размахом и государственной волей. Но чего же еще ждать в преддверии президентских выборов?

Как хорошо известно историкам, через десять лет после любой революционной ломки общество преодолевает последствия «революции» и возвращается к старой модели, в которую встраивает подходящие ему элементы нового порядка. Остальное отбрасывается как никому не нужный мусор. В России ожидание реставрации, пожалуй, затянулось. Но, как известно, русские долго запрягают.

Обсудить